ГЛАВНОЕ |
СТАТЬИ И ОБЗОРЫ Итоги VI Форума Союза переработчиков пластмасс (СПП)| Тема: Обзоры рынков Союз переработчиков пластмасс (СПП) провел 4 апреля 2024 года на базе Аналитического центра при Правительстве РФ свой VI ежегодный форум. Мероприятие собрало представителей малых и крупных компаний — производителей пластмассовых изделий, производителей базовых полимеров, утилизаторов и производителей вторичного сырья из пластиковых отходов, а также представителей органов власти для обсуждения ключевых проблем отрасли. Основные темы включали новый федеральный закон о расширенной ответственности производителя (РОП), организацию экономики замкнутого цикла и критический анализ цен на первичные полимеры на внутреннем рынке и всей сбытовой политики российских сырьевых компаний. ![]() Михаил Кацевман, президент Союза переработчиков пластмасс (СПП), директор по науке и развитию «НПП «ПОЛИПЛАСТИК» Итоги полимерной отрасли за 2023 годПервая сессия была посвящена вопросам доступности отечественного полимерного сырья, наличию требуемого марочного ассортимента, обоснованности установленных на него внутренних цен. В рамках межотраслевой дискуссии с докладом выступила компания СИБУР. Во время сессии Минпромторгом России была представлена информация по федеральным мерам поддержки отрасли. Модератором сессии и первым выступающим стал Михаил Кацевман, президент СПП, директор по науке и развитию НПП «ПОЛИПЛАСТИК». По традиции спикер начал форум с подведения итогов прошлого года, представив слушателям доклад «Состояние отрасли переработки пластмасс, итоги года 2023, перспективы и вызовы». «В Концепции технологического развития России до 2030 года, утвержденной Правительством РФ 20 мая 2023 года (Распоряжение №1315-р), технологии, такие как переработка пластмасс, определены как сквозные и ключевые для экономического развития страны. Они играют важную роль в будущем развитии всех секторов экономики, что делает торможение развития переработки полимеров недопустимым с точки зрения инновационного развития отраслей. Этот аспект критичен при рассмотрении ограничений на производство пластиковых изделий. Спрос и предложение на рынке полимеровПо данным Plastinfo, в 2023 году Россия импортировала около 1 млн т полимерного сырья, а переработка пластмасс достигла уровня 7,1 млн т. Из-за недостаточных мощностей по переработке полимеров на местном рынке 1,34 млн т первичных полимеров было отправлено на экспорт. Из всего объема выпущенных на российский рынок пластмасс порядка 900 тыс. т представляли собой вторичные полимеры, что составляет около 12% от общего объема пластиковых отходов РФ, в то время как средний мировой показатель составляет 14%. Для сравнения: в Европе за аналогичный период переработано 54–58 млн т пластика, при этом собрано 28 млн т полимерных отходов, из которых 8 млн т пошло на рециклинг, 11 млн т утилизировано через безопасный пиролиз, а 7 млн т вывезено на полигоны. В России в 2023 году активно работало около 10 580 компаний, занимающихся переработкой пластмасс, на которых трудятся примерно 280 тыс. сотрудников. Общее число предприятий в отрасли увеличилось на 730 за последний год. Дополнительно примерно 5 тыс. цехов в крупных промышленных предприятиях, производящих бытовую технику и автомобили, также включены в процессы переработки пластмасс, хотя это и не основная часть их деятельности. Сектор переработки пластмасс включает как микробизнесы, так и крупные компании, при этом последние составляют не более 3% от общего числа, но перерабатывают почти 60% пластмасс по объему. В среднем на работника отрасли в России приходится 26 т переработанных пластмасс в год, что меньше, чем в Европе (36 т) и в Турции (40 т). Это указывает на проблему с производительностью труда в отечественной отрасли. Импорт оборудования для переработки пластмассВ 2023 году уровень закупок оборудования для переработки пластмасс и каучука впервые достиг 1 млрд долл. (включая оснастку). К сожалению, всего лишь 24% оснастки было произведено на территории РФ. За прошедшие 10 лет общая сумма приобретенного оборудования составила 7 млрд долл., что способствовало росту объема переработки на 28%, что, безусловно, является большим достижением отрасли, хотя и следует иметь в виду, что за тот же временной промежуток в мире наблюдалось увеличение на 60%», — пояснил Михаил Кацевман. Основные проблемы отрасли
Среди основных проблем отрасли спикер назвал торговую политику производителей сырья, которая до сих пор привязана не столько к себестоимости его производства, сколько к курсу национальной валюты и существующему рыночному спросу, относительную «узость» российского марочного ассортимента полимеров, «невнятную» регуляторную базу по утилизации полимерных отходов, дефицит кадров и информационную войну против пластмасс. Для обеспечения постоянного роста с темпом 4–6% в год объемов переработки пластмасс предлагается расширить производственные мощности ведущих предприятий к 2028 году через инвестиции в современное оборудование, на это потребуется около 4–5 млрд долл., что включает привлечение государственной поддержки. Кроме того, развитие партнерства с поставщиками сырья, направленное на импортозамещение и локализацию производства, будет стимулировать спрос на пластмассовую продукцию в различных отраслях экономики, включая строительство, производство медицинского оборудования, упаковки и бытовых товаров, а также развитие городской и сельской инфраструктуры и агропромышленный комплекс. Эти меры позволят не только укрепить внутренний рынок, но и расширить применение продукции из пластика. Меры государственного стимулирования
Следующей в сессии выступила Анна Родионова, заместитель начальника отдела развития отрасли полимерных и эластомерных материалов Департамента химической промышленности Минпромторга России, с докладом на тему «Меры государственного стимулирования переработки пластмасс в 2024 году». Химическая промышленность играет ключевую роль в экономике. Согласно данным Минпромторга России, потребление продукции химического комплекса в 2023 году выросло на 12%, достигнув отметки в 8340 млрд руб. Объем инвестиций в том же году составил 900 млрд руб., также был зафиксирован рост числа рабочих мест на 21%. ![]() Анна Родионова, заместитель начальника отдела развития отрасли полимерных и эластомерных материалов Департамента химической промышленности Минпромторга России В 2023 году на территории РФ было реализовано восемь инвестиционных проектов, включая запуск новых производств ПЭ-фитингов, труб и полимерной упаковки. Регионами-реципиентами инвестиций стали Пермский и Краснодарский края, а также Оренбургская область. Объем вложений в эти проекты за указанный период превысил 1 млрд руб. Всего объем государственной поддержки отрасли переработки пластмасс в январе — декабре 2023 года составил около 6,3 млрд руб. Основная доля средств (86%) была предоставлена Фондом развития промышленности (ФРП). В прошлом году 21 компания получила займы из фонда. С имеющимися программами фонда можно подробнее ознакомиться на официальном сайте. Для поддержки химического комплекса применяются адресные меры, которые доступны любому производителю изделий из пластмасс. Список предлагаемых мер поддержки можно найти на сайте. Согласно Анне Родионовой, в 2024 году министерство сфокусирует свои усилия на нескольких критических направлениях. Во-первых, акцент будет сделан на развитии производства дефектурных медицинских изделий в России, что стало приоритетной задачей для фармацевтической промышленности после выхода Приказа Минпромторга от 21 ноября 2023 года № 4426. Во-вторых, министерство планирует привлечь инвесторов для проектов, направленных на обеспечение сельскохозяйственных производителей пищевой полимерной упаковкой, в том числе разработать упаковочные материалы для разных видов сыров и сформировать план по импортозамещению в секторе переработки пластмасс. В-третьих, будет осуществляться поиск квалифицированных экспертов для решения проблем, связанных с микропластиком, и внедрения методов контроля за его использованием и воздействием на окружающую среду. Также спикер выразила озабоченность относительно юридического соглашения, принятого в рамках ООН (речь идет о Нулевом черновике текста международного юридически обязывающего документа о загрязнении пластиком, в том числе в морской среде, выпущенного ООН в ноябре 2023 года; ранее СПП был подготовлен официальный перевод документа. — Прим ред.), которое может затронуть не только переработчиков пластмасс, но и производителей базовых полимеров, представителей лакокрасочной и шинной промышленности. «В связи с этим Минпромторг России готов отстаивать интересы химической промышленности», — заверила Анна Родионова. Бюджетный эффект от перенаправления экспорта полимеров
Одним из ключевых докладов сессии стал доклад Максима Крайнова, независимого эксперта, на тему «Бюджетный эффект от перенаправления экспорта базовых полимеров на внутреннюю переработку». Бюджетный эффект в отраслях производства и переработки пластмасс, т.е. производства изделий из полимеров, обусловлен увеличением налоговых отчислений на всех уровнях благодаря ряду факторов: ![]() Максим Крайнов, независимый эксперт, представил доклад на тему «Бюджетный эффект от перенаправления экспорта базовых полимеров на внутреннюю переработку». В секторе производства первичных полимерных материалов: а) восстанавливается налог на добавленную стоимость (НДС) при направлении экспортных продуктов на внутреннюю переработку, поскольку экспортная продукция изначально освобождается от НДС; б) увеличивается налог на прибыль и НДС, т.к. разница между внутренними и экспортными ценами на полимеры может привести к увеличению внутренней цены, которая будет, скорее всего, выше экспортной. В секторе переработки пластмасс: а) увеличиваются налоговые отчисления за счет роста производственных объемов благодаря расширению базы для всех видов налогов; б) снижается себестоимость и происходит рост производства, что позволяет предприятиям увеличивать заработные платы, прибыль и объемы продаж и влечет за собой более существенный рост налоговых поступлений в бюджет. В потребляющих отраслях пластмассовой продукции также происходит снижение затрат на производство, увеличение налога на прибыль, НДС и других налоговых обязательств в связи с возросшим объемом производства и продаж. Проведенные расчеты показали, что использование экспортных объемов базовых полимеров для внутренней переработки сможет увеличить поступления налогов в бюджеты всех уровней на сумму от 125 млрд до 160 млрд руб. в год. Помимо этого, страховые взносы должны увеличиться на суммы от 15 млрд до 30 млрд руб. в год (с подробными расчетами можно ознакомиться в презентационных материалах спикера, которые доступны по запросу через официальную почту СПП. — Прим. ред.). «Главный вывод исследования состоит в том, что, если государственным регулированием удастся подтолкнуть предприятия-монополисты снизить цены на свою продукцию на внутреннем рынке, например привязав цены к себестоимости производства сырья, это приведет к дополнительному развитию отечественной экономики и получению гораздо большего бюджетного эффекта, чем при использовании только рыночных методов управления, которые, по сути, нельзя назвать управлением как таковым, так как управление — это всегда функция менеджмента, а не рынка. Это применимо не только к отрасли полимеров, но и ко всем отраслям первого передела, таким как черная и цветная металлургия, промышленность стройматериалов, минеральные удобрения и др. Исследование показывает, что при описанном сценарии развития производственные мощности в отрасли будут уже практически полностью задействованы к 2025 году. Это означает, что в ближайшие один-два года предприятия столкнутся с необходимостью расширять свои мощности и искать для этого финансирование. Такие обстоятельства создают благоприятные условия для инвесторов и предпринимателей, открывая им возможности для инвестирования в увеличение производственных мощностей, чтобы соответствовать возрастающему спросу», — подвел итоги Максим Крайнов. Стоит отметить, что руководство СПП приняло решение о проведении второго этапа исследования с использованием более обширной и качественной информационной базы. Планируется, что это исследование будет завершено в мае 2024 года. Перспективы и инструменты развития инвестиционных проектов
Следующим выступающим стал Павел Ляхович, исполнительный директор компании СИБУР, с докладом «Итоги развития переработки — 2023. Перспективы и инструменты развития инвестиционных проектов по переработке полимеров». «В 2023 году компания реализовала четыре направления поддержки для переработчиков пластмасс: экспортный, инвестиционный, импортозамещающий и отраслевой форсажи. Каждое из этих направлений включает специальные коммерческие условия по поставкам сырья, чтобы компенсировать объем инвестиций или заместить объем импорта готовых изделий. В течение года было осуществлено 345 подобных программ, что подчеркивает активные усилия компании в поддержке отечественного производства и развитии партнерской сети», — привел данные Павел Ляхович. ![]() Павел Ляхович, исполнительный директор компании СИБУР, на IV Форуме СПП выступил с докладом «Итоги развития переработки – 2023. Перспективы и инструменты развития инвестиционных проектов по переработке полимеров» Также, по его словам, несмотря на усилия СИБУРа по поддержке рынка, компания столкнулась с противоречивыми тенденциями в ценах на сырье и готовую продукцию в период с 2022 по 2023 год. В среднем цены на полимеры, предлагаемые СИБУРом, снизились во втором полугодии 2023 года на 8–10% в год по сравнению с 2021-м. Однако в крупнотоннажных сегментах переработки, таких как производство труб и нетканых материалов, цены на конечную продукцию увеличились на 5–20% в начале года, после чего не снижались. По мнению компании СИБУР, повышение цен на сырье не сказалось отрицательно на конкурентоспособности отечественных товаров и развитии отрасли переработки в России. Более того, рост потребления базовых полимеров на российском рынке происходит быстрее, чем рост ВВП страны. Так, с 2020 по 2023 год рынок продаж базовых полимеров на основе полиолефинов компании СИБУР в России и странах СНГ вырос на 1 млн т — с 3,3 млн до 4,3 млн т. Ожидается, что к 2028 году потребление полимеров на российском рынке увеличится еще на 1,6 млн т. Из этого роста примерно 25% будет обусловлено государственными программами поддержки. Предполагается, что расширение экспортного потенциала готовых изделий станет источником 23% прироста. При этом докладчик не уточнил источник роста экспортного потенциала отрасли российской переработки пластмасс. Около 31% роста ожидается за счет импортозамещения готовых изделий, а переход на более эффективные полимерные решения должен способствовать приблизительно 21% увеличения потребления. В 2024 году компания СИБУР планирует расширить свою программу инвестиционных форсажей, внедряя новые инструменты и усиливая сотрудничество с внешними партнерами. В планы входит разработка различных партнерских программ с банками, а также активное взаимодействие с региональными органами власти и фондами развития для создания необходимой инфраструктуры. Состояние и перспективы развития российского рынка компаундов
С завершающим докладом в сессии выступил Александр Павлов, генеральный директор НПП «ПОЛИПЛАСТИК». Спикер подробно описал текущее состояние и перспективы развития российского рынка инновационных компаундов, акцентируя внимание на основных зонах роста. «В 2023 году индекс промышленного производства в России, согласно данным Росстата, вырос на 3,6%, достигнув уровня 103,6. Это указывает на устойчивый рост промышленного сектора страны. За первые два месяца 2024 года индекс продолжил свое восхождение, достигнув значения 106,6 по сравнению с тем же периодом предыдущего года, что свидетельствует о продолжающемся положительном тренде в развитии промышленности России. ![]() Александр Павлов, генеральный директор НПП «ПОЛИПЛАСТИК» Однако в различных отраслях наблюдается разная динамика роста. Так, строительная отрасль продемонстрировала увеличение потребления на 7%, отрасль бытовой техники — на 5%, а автомобилестроение — на 15%. Все они являются основными потребителями компаундов. В 2024 году в секторе бытовой техники ожидается увеличение импорта, особенно в категориях холодильников и стиральных машин. Однако в строительной отрасли, несмотря на предполагаемое увеличение объемов жилищного строительства, повышение ключевой ставки может снизить интерес к ипотеке и, как следствие, спрос на новое жилье», — подытожил Александр Павлов. Как ключевые направления развития отрасли компаундов НПП «ПОЛИПЛАСТИК» видит увеличение производства электромобилей, активное участие в программах импортозамещения и расширение использования экологически устойчивых материалов в различных отраслях экономики. В целом компания прогнозирует увеличение спроса на компаунды на 11% в ближайшие три года. Механизм расширенной ответственности производителя (РОП)Вторая часть мероприятия была посвящена нововведениям в механизме расширенной ответственности производителя (РОП) и общемировым тенденциям в сфере экологии и экономики замкнутого цикла. Модератором экологической сессии выступил Петр Базунов, генеральный директор Союза переработчиков пластмасс, открыв обсуждение вступительным словом от лица Союза: ![]() Петр Базунов, генеральный директор Союза переработчиков пластмасс (СПП) «В СПП уже давно выявили тенденцию к проведению информационных кампаний, направленных против пластика, и своевременно начали инициировать активные обсуждения этого вопроса, включая обсуждения с государственными органами, чтобы избежать запретов на использование пластмасс. Союз считает, что проблема не связана преимущественно с экологической обеспокоенностью: практически не обсуждаются меры по борьбе с мусором как таковым — а скорее с конкуренцией между отраслями. В настоящее время Россия активно участвует в дискуссиях по вопросу введения обязывающего юридического документа на уровне ООН, направленного на существенные ограничения производства пластмасс и изделий из них. СПП регулярно предоставляет российской стороне обсуждения данного договора аргументы для укрепления позиции в защиту пластмасс. Еще одной проблемой отрасли является отсутствие эффективного регулирования, способного создать экономику замкнутого цикла, что усиливает уверенность некоторых организаций во вредоносности полимерных отходов. По результатам VI Форума СПП ожидается выработка предложений по данному вопросу, которые затем будут направлены в соответствующие государственные органы». Мировые тенденции по ограничению пластмасс
С первым докладом в сессии на тему «Ситуация с мировыми тенденциями по ограничению применения пластмасс и действиями международных организаций в данном направлении» выступил Максим Медведков, советник Центра экспертизы по вопросам ВТО. «Пластик становится фокусом внимания международного регулирования, поскольку уже 175 стран приняли внутренние решения, направленные на борьбу с отходами пластмасс. Мировое сообщество формирует свое отношение к использованию пластика, и Россия также обязана принимать участие в этом процессе. ![]() Максим Медведков, советник Центра экспертизы по вопросам ВТО Переговоры в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) начались полтора года назад и были инициированы в первую очередь странами Европейского союза (ЕС). Первый проект международного юридически обязывающего соглашения о борьбе с загрязнением пластмассами до конца 2024 года охватывает полный жизненный цикл пластика, от производства сырья для выпуска изделий из пластмасс до их утилизации. В нем содержатся различные меры, такие как ограничения на производство, потребление, торговлю пластмассами и финансовое дестимулирование отрасли. Целевая дата запрета на использование пластика намечена на 2040 год», — привел информацию Максим Медведков. По словам спикера, в основе документа ООН лежит экономика, связанная с углеводородами: ЕС принял программу экономического развития на ближайшие 30–40 лет, в которой ключевым элементом является отказ от использования углеводородов (добыча последних не проводится в европейском регионе), это так называемая Зеленая сделка Евросоюза. Она включает в себя меры по поэтапному отказу от пластиковой экономики, такие как новый регламент ЕС по упаковке и ее отходам, а также Директива ЕС о пластмассах одноразового использования. «Хотелось бы особо подчеркнуть, что Европейский союз оказывает значительное влияние на формирование политики в области пластмасс в других странах, несмотря на то что это может быть неочевидно на первый взгляд. Это связано с тем, как ЕС реализует свои стратегии. Примером может служить так называемый трансграничный углеродный налог (ПКУМ ЕС), который взимается при импорте в Европейский союз углеродоемких продуктов. Хотя в настоящее время этот налог не распространяется на пластик и пластиковые изделия, к 2026 году Европейский парламент планирует включить их в этот механизм, а к 2030-му — все углеродоемкие отрасли. Суть этого механизма заключается в том, чтобы стимулировать страны, экспортирующие данные товары на рынки ЕС, внедрять меры, аналогичные принятым в Ес. Так, в систему нормативных актов ЕС внесено положение о том, что если в стране экспорта введен углеродный налог, то поставщик будет освобожден от уплаты ПКУМ при импорте», — поделился наблюдениями Максим Медведков. ![]() Схема работы механизма трансграничного углеродного налога (ПКУМ) в ЕС Параллельно происходит опасное вовлечение стран ЕАЭС в «зеленую» повестку. К примеру, с 2021 году Беларусь ввела запрет на использование пластиковой посуды в общественных местах. С 2022 года в Армении запрещены определенные одноразовые пластиковые упаковки (ПЭ-пакеты толщиной до 50 микрон). С 2025 года Казахстан планирует полностью запретить пакеты из некоторых видов полимеров, и все движется в сторону введения углеродного налога. С 2025 года Кыргызстан планирует полностью запретить полиэтиленовые пакеты в районе озера Иссык-Куль, которое считается национальным достоянием. По мнению спикера, чтобы не допустить усиления давления на пластик, в данной ситуации отрасль может сделать следующее: добиться формализации переговорной позиции РФ по вопросу документа ООН с учетом мнения Союза/отрасли и ее реализации; предоставить делегации необходимое содействие, включая исследования по техническим вопросам, и участвовать в ее работе. В качестве одного из аргументов в переговорной позиции можно использовать тот факт, что некоторые национальные законы, касающиеся пластика, вступают в противоречие с нормами международного права, включая положения ВТО о свободной торговле (Россия является страной — участницей ВТО). Также необходимо приводить в действие механизмы, направленные на приведение исполнения национальных норм в соответствие с международным правом, привлекая внимание местных правительств и ФОИВов. С кратким приветственным словом в рамках сессии выступила Валерия Гулимова, исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс», выразив надежду на будущее сотрудничество ассоциаций, отметив, что Россия всегда была одной из ведущих стран мира в области ESG. Она подчеркнула важность продолжения развития этих практик, включая экономику замкнутого цикла. Развитие технологий переработки полимерных отходов
Павел Колесников, директор по развитию крупного и авторитетного белорусского производителя пищевой упаковки из полистирола «Мультипак», представил доклад на тему «Развитие технологий переработки полимерных отходов в мире: обзор лучших практик». «Помимо механического рециклинга в мире широко применяется рециклинг химический, основными методами которого являются растворение в сольвенте, деполимеризация (декомпозиция), термическая конверсия, которая, в свою очередь, включает пиролиз и газификацию. Применение перечисленных способов вместе обеспечивает образование замкнутого цикла использования пластиков. ![]() Павел Колесников, директор по развитию «Мультипак», , представил доклад на тему «Развитие технологий переработки полимерных отходов в мире: обзор лучших практик» Растворение в сольвенте (также называемое очисткой растворителем) подходит для ПС, ПЭ, ПП и ПВХ. Метод представляет собой процесс, при котором пластмассы растворяются в выбранном растворителе, чтобы можно было удалить любые загрязняющие примеси перед повторным использованием. Растворение не влияет на химический состав полимера и требует меньше энергии, чем другие процессы переработки. Деполимеризация наиболее удачна в использовании при переработке ПЭТФ, ПС, менее эффективна для ПП и ПЭ. Это тип разложения, при котором происходит расщепление химических веществ пластика на составляющие мономеры и промежуточные звенья для обеспечения последующей реполимеризации. Например, ПЭТФ можно разложить на мономеры: 1) очищенную терефталевую кислоту (ПТА) и 2) моноэтиленгликоль (МЭГ). Для деполимеризации ПС, ПП и ПЭ был изобретен метод каталитического микроволнового излучения — технология, запатентованная компанией Pyrowave. Также деполимеризация более лояльна к загрязнениям, чем пиролиз или газификация. Термическая конверсия, проводимая методом пиролиза, подходит для ПП, ПЭ, ПС, ПЭТФ. Представляет собой термическое разложение материала без доступа кислорода при температуре от 400 °C до 1000 °C, в результате чего образуется ряд углеводородных продуктов, включая уголь, нефть и газ. Газ часто сжигают, чтобы обеспечить процесс энергией, тогда как масло и парафин можно продать. Пиролиз лучше всего работает с ПП и ПЭ. Наконец, термическая конверсия, осуществляемая через газификацию, подходит для переработки всех типов пластмасс. Газификация — процесс, проходящий при температуре 1000–1500 °С в условиях ограниченного количества кислорода. Газификация — это частичное сжигание материала с образованием синтез-газа (смеси газов), включающего монооксид и диоксид углерода, водород, воду и метан. Этот газ можно использовать для производства новых углеводородов и для получения энергии», — поделился информацией Павел Колесников. Новые технологии переработки отходов пластмасс1. Механохимия, или механическая химия, которая объединяет механические и химические принципы для обработки пластикового сырья для последующей переработки, что может помочь облегчить пиролиз и увеличить выход процесса переработки до 30%. 2. Фотореформинг, который использует солнечный свет, воду и фотокатализатор для преобразования пластиковых отходов в топливо. Этот процесс позволяет разлагать воду на чистый водород и пластик на полезные молекулы всего за несколько часов. 3. Биотехнология, подразумевающая использование естественных ферментов и ферментных колоний в клетках и микроорганизмах для расщепления пластмасс. Этот метод не требует нагревания пластика и может полностью восстанавливать строительные блоки пластика без потери качества. Однако не все типы пластика могут быть обработаны с использованием биотехнологии из-за сложной молекулярной структуры (например, ПС и ПЭ). Учитывая стремление ЕС сделать всю пластиковую упаковку пригодной для вторичной переработки к 2030 году, вероятно, что некоторые из перечисленных выше решений найдут широкое коммерческое применение в будущем. Павел Колесников негативно отозвался о коэффицентах сложности извлечения, многократного использования и др., включенных в новое законодательство о РОП. Одной из основных претензий спикера к новому закону является продолжение отправки пластиковых отходов на полигоны. Он отметил, что в других странах, где вводилась РОП, в первую очередь решалась задача развития инфраструктуры сбора и сортировки отходов, в том числе пластика, а затем создавалась инфраструктура его переработки. Неясно, какие отходы будут обрабатывать новые мощности, построенные в рамках РОП, ППК Российский экологический оператор (РЭО) совместно с Минстроем РФ. По мнению докладчика, вовлечение населения возможно только в случае, если будет создана система возврата залоговой стоимости (депозита). Система работает следующим образом: к продажной цене продукта добавляется небольшой депозит, который можно будет вернуть, когда упаковка продукта будет отправлена на переработку. Такая система уже работает на более чем 50 рынках по всему миру, и многие страны планируют ее введение в ближайшие годы. П. Колесников привел в пример Ирландию, где данная система была успешно внедрена в этом году и за месяц было собрано более 2 млн бутылок. Успехи Минприроды в деле развития РОП
Следующей в сессии с докладом о роли Минприроды РФ в деле развития РОП и защиты пластиков выступила Екатерина Пилипушко, представитель Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды РФ. Она обозначила ключевые направления для будущей деятельности министерства в сфере управления отходами. Основываясь на Указе Президента №474, целью является сокращение объема полигонных захоронений отходов вдвое и достижение 100%-ной переработки твердых коммунальных отходов (ТКО) до 2030 года. Также, согласно Федеральному закону №268, с 2030 года должен быть введен запрет на захоронение вторичных ресурсов. В 2024 году планируется принятие постановления о перечне товаров и упаковки, которые должны производиться с использованием вторичных ресурсов, а также о перечне товаров и упаковки, которые должны быть запрещены, если их нельзя будет утилизировать. Ответственность за утверждение обоих перечней лежит на Минпромторге РФ, но Минприроды РФ поддерживает ограничения при условии наличия аналогов запрещенных товаров и мощностей для переработки. «К данному моменту введено в эксплуатацию уже 25 объектов обращения с ТКО, инфраструктура продолжает развиваться. Однако важно сосредоточиться на предупреждении образования отходов вместо того, чтобы направлять все усилия на борьбу с последствиями их возникновения. А именно, основное внимание должно быть уделено начальному этапу жизненного цикла пластмасс — ресурсосбережению, конструктивным особенностям упаковки, которые изначально делают ее подходящей для вторичного использования, а также расширению ассортимента товаров и упаковки, возвращаемых в оборот. Планируется, что новый федеральный закон об экономике замкнутого цикла будет регулировать упомянутые аспекты, дополняя действующий РОП, который фокусируется на управлении отходами», — подвела итоги Екатерина Пилипушко. Петр Базунов выступил с предложением продолжить диалог между министерством и отраслью по вопросам отказа от запретов на упаковку и товары из пластика, подчеркивая, что такие запреты могут оказаться неэффективными в свете инновационности и высокой востребованности полимеров в различных отраслях промышленности. Он предложил, чтобы вместо запретов основное внимание было сосредоточено на построении полноценной системы сбора и утилизации полимерных отходов. Петр Базунов также подчеркнул важность включения в новый федеральный закон об экономике замкнутого цикла положений о раздельном накоплении отходов, что влияет на критерии повышающего коэффициента к базовой ставке экосбора, учитываемые при расчете суммы экоплатежа. Кроме того, он выразил мнение о необходимости создания специальных рабочих групп при соответствующих федеральных органах исполнительной власти для обсуждения этих вопросов. Тенденциях в сфере регулирования полимерной упаковки в России
С докладом об актуальных тенденциях в сфере регулирования полимерной упаковки в России и за рубежом выступил Петр Бобровский, председатель Технического комитета по стандартизации №223 «Упаковка» Росстандарта. Спикер входит в Подкомитет №3 «Функциональные требования и методы испытаний упаковки, элементов упаковки и единичных грузов» (ISO TC 122/SC 3) технического комитета ISO №122 Packaging. «В России и других странах Евразийского экономического союза (EAЭС) регулирование упаковочной отрасли осуществляется в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза 005/2011 «О безопасности упаковки». Среди ключевых тенденций в регулировании этой сферы на сегодняшний день можно выделить: Расширение числа технических регламентов, в которых устанавливаются специфические требования к упаковке и маркировке для различных видов продукции. Это делает регуляторные практики более детализированными и направленными на конкретные особенности товаров. Правоприменительная практика, при которой Технический регламент ТС 005/2011 активно используется для контроля за соблюдением требований к маркировке упакованных товаров. Примером такой маркировки может служить петля Мебиуса, обозначающая возможность переработки упаковки. Также на данный момент ведется обсуждение проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении размера понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров, к массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, произведенных с использованием вторичного сырья, и порядка подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья». Согласно этому проекту, упомянутый коэффициент будет рассчитываться по формуле: К = 1 — Мв/Му, где Мв — масса вторичного сырья, Му — масса общего сырья. И на стадии обсуждения находится проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительна», — привел информацию спикер. Также полезно будет знать, что Европейский комитет по стандартизации (CEN) приступил к разработке стандартов в области экономики замкнутого цикла в 2023 году по запросу Еврокомиссии. Работа над стандартами запланирована на три года. Уже определен список стандартов, которые требуют разработки или обновления. Основная цель этих стандартов — установление критериев, которые определят, насколько конструкции полимерных изделий пригодны для переработки, а также классификация и детальная характеристика отсортированных полимерных отходов и переработанных материалов. Это позволит улучшить и стандартизировать процессы переработки на уровне всей Европы. Следует отметить, что СПП уже предлагал ППК РЭО разработать список основных упаковочных материалов с соответствующим списком методов утилизации этих материалов, что позволило бы подойти ближе к решению вопросов развития или ограничения их применения. Однако пока данная инициатива СПП со стороны регулятора осталась без ответа. Наконец, по мнению Петра Бобровского, определяющими факторами успеха отрасли в будущем станут создание спроса на продукцию из переработанных материалов и введение государственных льгот для такой продукции. Первый шаг в этом направлении был сделан с принятием Постановления Правительства РФ №1224 от 8 июля 2022 года. Изменения в системе РОП. Особенности отчетности
Анастасия Емельянова, представитель ООО «Сибирская полимерная компания» (СПК), выступила с докладом на тему «Изменения в системе РОП. Особенности отчетности за 2023–2024 годы». «В 2024 году производителю и импортеру товаров и упаковки, чтобы соблюсти требования законодательства, необходимо будет выполнить следующие действия:
б) за товары и упаковку,за которые наступила ответственность в 2024 году (по новым требованиям). Выполнение норматива утилизации за отчетный 2023 год может быть осуществлено несколькими способами. Производители товаров и импортеры могут:
![]() Анастасия Емельянова, представитель «Сибирская полимерная компания», выступила с докладом на тему «Изменения в системе РОП. Особенности отчетности за 2023–2024 годы» Спикер отметила, что в рамках РОП ответственность для производителя наступает даже в случае производства бракованных товаров и упаковки, конкретно — в день их списания как брак. Кроме того, важно отметить, что до 1 января 2026 года импортеры из стран, не являющихся членами ЕАЭС, будут предоставлять отчетность аналогично странам ЕАЭС, за исключением некоторых отдельных случаев. С 2024 отчетного года РОП может быть выполнен только при утилизации определенных отходов с последующим производством конкретной продукции. Виды отходов и упомянутой продукции утверждены в следующих документах:
Первое постановление представляет собой перечень товаров и упаковки, отходы которых должны быть утилизированы. Второе постановление содержит перечень видов отходов от использования товаров (так называемый конвертер) и виды продукции, которые можно получить при использовании этих отходов. Производителю и импортеру необходимо будет выбрать соответствующий код ОКВЭД для товара или упаковки из установленного списка, на основании которого ему будет предоставлен перечень кодов отходов из федерального классификационного каталога отходов, которые могут быть утилизированы в рамках РОП, а также указано, какие продукты можно произвести из этих отходов. Анастасия Емельянова упомянула, что после ее обращения в Росприроднадзор орган ответил, что у него недостаточно ресурсов для проведения проверок правильности классификации продукции по кодам ОК 034–2014 (КПЕС 2008). Тем не менее в случае возникновения сомнений по поводу корректности классификации Росприроднадзор имеет право запросить у производителя дополнительные разъяснения и обоснования критериев, используемых при отнесении продукции к соответствующему перечню, установленному в ППРФ 2414. Это дает возможность уточнить и подтвердить соответствие продукции установленным требованиям. Практический аспект: попытка применения РОП на практике
Александр Преферансов, генеральный директор Десногорского полимерного завода (ДПЗ) продолжил сессию с докладом «Практический аспект: попытка применения РОП на практике и вывод о том, как это работает. Изменения, которые ждут предприятие, производящее полимерную пленку, после принятия ФЗ-451». ![]() Александр Преферансов, генеральный директор Десногорского полимерного завода (ДПЗ) В своем докладе Александр Преферансов обозначил несколько важных изменений в регулировании экологического сбора, акцентируя внимание на следующих аспектах:
В рамках своего выступления Александр Преферансов предложил выделять экосбор аналогично НДС для обеспечения прозрачности платежей и исключения возможности двойного налогообложения. Он также выступил с идеей, чтобы импортеры уплачивали экосбор в момент таможенного оформления, избегая отсрочки платежа. Также докладчик подчеркнул важность разработки системы оплаты и контроля через налоговую службу, которая позволит аккуратно отслеживать денежные потоки в бюджете, обеспечивая тем самым прозрачность в процессе сбора и распределения средств. «Георг Полимер»: опыт внедрения РОППродолжила выступление Лучеса Набатова, продолжила предыдущий доклад, описав опыт внедрения РОП на предприятии «Георг Полимер». По данным компании, экосбор в 2024 году для них составит в среднем прибавку в 2–4% к стоимости сырья, но при увеличении норматива утилизации и самих ставок прирост к 2027 году может достигать уже 20–40%. ![]() Лучеса Набатова, генеральный директор АО «Георг Полимер» Так, по существующим коэффициентам и ставкам экосбора, в 2024 году АО «Георг Полимер» должно будет заплатить порядка 20 млн руб., в 2025-м — около 170 млн руб., а в 2027 году — уже 495 млн руб. В своем выступлении Лучеса Набатова выразила критику относительно логики, которая лежит в основе расчета многих критериев повышающего коэффициента к базовой ставке экосбора, указывая на их некорректность. Она отметила, что некоторые критерии могут неадекватно отражать реальные свойства продукции, включая ее экологичность и перерабатываемость, что приводит к необоснованно высоким платежам. Например, критерий сложности извлечения ОИТ (К_извл) основывается на опросе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обработкой отходов. Используемая методика может приводить к искажению данных: так, повышающий коэффициент или «штрафной балл» применяется к продукции, по которой фиксируется меньше случаев использования вторичного сырья, что не всегда корректно отражает экологическую нагрузку продукта. Спикер также указала на проблему дублирования в использовании коэффициентов К_техн (технологическая возможность переработки) и К_(цикл )(количество возможных циклов переработки). В случае неперерабатываемости материала оба коэффициента могут показывать нулевые значения, что необоснованно повышает ставки экосбора, не отражая реального воздействия на окружающую среду. Кроме того, Лучеса Набатова указала на критерий К_потр, который характеризует наличие потребности во вторичном сырье, получаемом в результате утилизации из ОИТ. Логика этого критерия такова: если масса ОИТ по группе, умноженная на норматив утилизации, меньше, чем установленные мощности по утилизации, то потребность признается, и К_потр не присваивается. Это означает, что установленные мощности по группе должны превышать норматив утилизации, чтобы стимулировать более активную переработку отходов. «Закон о РОП может приводить к потенциальному нарушению рыночных механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов на основе несправедливо установленного повышающего коэффициента к базовой ставке. И, как следствие, к неоправданному росту цен на упаковку и на продукты питания и товары, а возможно, и дефициту отдельных видов привычных упакованных продуктов. Более того, механизм такого процесса будет основан на том, что, несмотря на искусственные повышения цен на одни полимеры против других полимеров, потребление дискриминируемых полимеров не уменьшится, а цена на изделия из „приоритетных“ полимеров вырастет в соответствии с рыночной конъюнктурой продуктов-заменителей», — поделилась выводами Лучеса Набатова. В связи с этим предлагается ряд важных изменений в подходе к экологическим платежам и утилизации отходов:
Собранные от экосбора средства Лучеса Набатова предлагает направить на разработку технологий утилизации, строительство утилизационных предприятий, а также на поддержку исследований и субсидирование стоимости вторичного сырья. Эти меры должны способствовать более эффективной и экономически оправданной переработке отходов. Также участники форума согласились, что средства от экосбора должны расходоваться на стимулирование как депозитарной системы сбора разделенных отходов от населения, так и организацию раздельного накопления и вывоза ТКО, что будет способствовать сокращению объемов смешанного бытового мусора и повышению чистоты и качества вторичных материальных ресурсов. Реестр утилизаторов, выгода в результате утилизации
Завершающим докладом сессии стал «Реестр утилизаторов, выгода в результате утилизации и направление экосбора», с которым выступил Николай Павлов, председатель президиума СРО «Ассоциация „Клевер“» — объединения компаний — утилизаторов отходов всех видов сырья. Со слов спикера, реестр утилизаторов, запущенный 2 апреля 2024 года, включает в себя уже четырех утилизаторов, однако в нем пока нет компаний, работающих с полимерными отходами. Деятельность утилизаторов, включенных в этот реестр, оказывается под строгим контролем в рамках РОП. Также в России в стадии разработки находятся системы ЕФГИС УОИТ (единая федеральная государственная информационная система учета обращения с отходами I–IV классов опасности) и ЕФГИС УТКО (единая федеральная государственная информационная система учета транспортировки коммунальных отходов). Обе системы призваны обеспечить прозрачность и контроль над процессом переработки отходов, позволяя следить за циклом «товар — отход — товар». Это предоставляет всем участникам процесса, включая ППК РЭО и Минприроды РФ, возможность наблюдать за полным циклом жизни продукта. Однако к данному моменту пока полностью функционирует только модуль, связанный с реестрами. Форум завершился выступлением Михаила Кацевмана, президента Союза переработчиков пластмасс (СПП), который выразил благодарность всем участникам за посещение мероприятия. В своей речи он в очередной раз подчеркнул важность полимерной технологии и указал на отсутствие необходимых компетенций в органах государственной власти по данному вопросу, что требует активного взаимодействия отрасли, в том числе Союза, с различными ФОИВами, Госдумой РФ и Правительством РФ. Михаил Кацевман также отметил, что законодательство о построении экономики замкнутого цикла может стать основой для координации усилий и развития отрасли, подчеркивая важность продолжения взаимодействия и дальнейшего развития полимерной промышленности. Петр Базунов, генеральный директор Союза переработчиков пластмасс, объявил, что все предложения, озвученные на форуме, будут обработаны и включены в официальную резолюцию и направлены в соответствующие органы власти, в прессу и т.д. Это шаг важен для обеспечения того, чтобы голос отрасли был услышан и учтен в процессе законодательных изменений. Директор СПП уточнил, что в настоящий момент происходит интенсивное формирование отрасли переработки пластмасс из ранее разрозненных конкурирующих предприятий и что СПП играет в этом процессе центральную роль. Консолидированный отраслевой орган становится репрезентативным, и его мнение и позиция становятся точно выраженными, объективными и понятными для всех ветвей власти и общества. Петр Базунов также подчеркнул, что Союз играет ключевую роль в защите интересов отрасли, и поэтому критически важно поддерживать связь между всеми его участниками. Он также упомянул, что, хотя законодательство РОП уже вступило в силу, оно требует дальнейшего совершенствования и в 2024 году будет ключевым в этом процессе. Союзу и его членам предстоит активная работа над формулированием необходимых поправок, чтобы гарантировать то, что принятые законодательные меры станут действительно эффективным инструментом в регулировании отрасли. СТАТЬИ ПО ТЕМАМ
Статьи публикуются с разрешения автора и обязательным указанием ссылки на источник Редакция оплачивает на договорной основе Приглашаем специалистов к сотрудничеству в качестве внештатных авторов и консультантов! По вопросам публикации и оплаты статей обращайтесь в редакцию: Полное или частичное копирование любых материалов, опубликованных на Plastinfo.ru, для размещения Полное или частичное использование любых материалов, размещенных на Plastinfo.ru, |
![]() Реклама ОПРОС НА PLASTINFO.RU
|