ГЛАВНОЕ

Союз переработчиков пластмасс

ПОЛИМЕРНАЯ ИНДУСТРИЯ: газета, купить и продать оборудование, цены на полимеры, изделия из пластмасс, книги, маркетинг, вакансии
стать партнером

Медиаплан 2020

СТАТЬИ И ОБЗОРЫ

Arburg поделился секретами эффективности

| Тема: Репортаж

Ольга Жолобнюк
«Plastinfo. Полимерный бизнес»

«У немца на все инструмент есть»
В. Даль. Пословицы русского народа.


Для многих из нас словосочетание «Сделано в Германии» означает гарантию качества и надежности. А что может быть важнее для производственников, если речь идет об оборудовании, от которого на 90% зависит весь производственный процесс на предприятии? Поэтому неудивительно, что на площадку известного германского производителя термопластавтоматов – завод Arburg – ежегодно приезжают тысячи специалистов по переработке полимеров со всего мира. Здесь они своими глазами могут увидеть новинки в области ТПА, оценить их достоинства и подобрать оптимальное для себя оборудование.

В этом году на Технологических днях в Arburg с 13 по 15 марта побывало более 5500 гостей из 34 стран. Была здесь и делегация из России и СНГ, приезд которой организовало ООО «Транстехника-Восток», представляющее ТПА на российском рынке. Несколько дней поездки стали поистине погружением в мир новых технологий, машин, методов организации труда и производства. Arburg открыл не только двери своих собственных цехов и выставочных залов, но и постарался показать, как работают его партнеры в Германии, какие принципы они исповедуют и чем вообще богат регион.

Надо сказать, что земля Баден-Вюртемберг, куда и прибыли гости, действительно развита в экономическом отношении. Здесь расположены фирмы с мировым именем, такие как Bosch, Porsche, Mercedes. C последней и началось в этот раз знакомство российской делегации с немецкой промышленностью. Завод Daimler AG Mercedes-Benz настолько велик (площадь составляет примерно 2,9 кв. км), что группу гостей перевозили по территории на автобусе. Взорам экскурсантов предстал буквально целый город, где работают 26 400 сотрудников. Трудятся они в три смены. За одну смену им, например, удается собрать 237 авто С-класса. При этом в цехах завода присутствие людей сведено к минимуму. Так, в лакокрасочном цехе всю работу выполняют роботы, помогают они рабочим и в цехе прессования, и на других участках. Всего же на предприятии держат вахту 3000 роботов. Минимум физических усилий уходит и на доставку составных частей авто от одного участка к следующему. На верхнем ярусе устроена целая транспортная система, которая перевозит подвешенные «грузы» по заданному маршруту. Глядя на то, как собирается автомобиль одной из лучших мировых марок, понимаешь, из чего складывается его стоимость. 85 млн евро стоит только линейка пресс-форм, задействованных при формовке частей машины. В одном только автомобиле помещается 2 км кабелей, 11 подушек безопасности, на красочный слой уходит около 20 кг лака. Собранные узлы обязательно замеряются роботами. Если есть какие-либо отклонения, загораются красные индикаторы, и машина дальше не пойдет, пока не будут устранены неточности. Важным моментом является то, что документы на автомобиль хранятся на заводе 20 лет, это помогает подобрать правильные запчасти, даже если сама модель уже давно снята с производства.

Вариантов комплектации автомобиля – не сосчитать, только в одной «торпеде» возможно 700 тыс. различных вариаций. Цифра кажется неправдоподобной, но экскурсовод неоднократно повторил ее, подтверждая, что гостям и переводчику не послышалось. То, что для каждого заказчика – своя комплектация, подтверждает довольно анекдотичный пример. На заводе рассказали, что для американского рынка в багажнике Mercedes предусмотрена кнопка SOS. Воображение рисует страшные картины, в каких случаях она может кому-то понадобиться... В любом случае автомобиль – это проявление индивидуальности, но все же есть некие общие тенденции. Так, например, в моде по-прежнему белый цвет, хотя 20% покупателей отдают предпочтение черному «мерину». Видно, что популярны панорамные крыши: таких авто на конвейере было довольно много.

В 2012 году завод выпустил 425 тыс. автомобилей. Глядя на то, как с конвейера одна за одной сходит чья-то мечта и чья-то реальность, трудно даже представить, что это совершенство техники можно создать всего за четыре дня! И все это благодаря оптимальному построению производственного процесса.

Надо сказать, что поездка на Mercedes была всего лишь прелюдией к тому, что гости увидели на самом заводе Arburg в Лосбурге. Да, и здесь та же немецкая рациональность, тот же порядок и современные технологии, но… помноженные на взаимовыручку, семейный дух и нацеленность на общий для всех результат. Именно они и помогли предприятию пройти через кризис 2009 года без потерь персонала, а уже в 2011 году показать рекордный результат по обороту – 460 млн евро. В 2012 году прибавили еще 4%, добившись оборота в 488 млн евро.

Конечно, без удачи не обошлось. Помимо того, что хозяева компании Арбург во время кризиса вложили большое количество собственных средств, что бы удержать весь персонал в компании, в самый разгар кризиса на Arburg поступил крупный заказ, который дал возможность нарастить выпуск ТПА.

Но главное – что к этому моменту не был уволен ни один сотрудник предприятия. Это дало возможность быстро запустить завод на полную мощь и выполнить обязательства перед заказчиком. В итоге от отношения к коллективу как семье Arburg только выиграл. Наверное, не могло быть иначе, ведь это действительно семейное предприятие. Основал его в 1923 году Артур Хель, увековечив свое имя в названии фирмы. Arburg = Ar (Arthur) + burg (Lossburg). Его брат Ойген Хель до сих пор живет в доме на территории завода и, несмотря на преклонный возраст, активно участвует в жизни предприятия. Если тогда, в начале XX века начиналось все с производства медицинских инструментов, то уже с 1956 года было запущено серийное производство литьевых машин.

В итоге завод разросся до площади в 146 тыс. кв. м, численность его персонала достигла 1840 человек. В 50 странах развернута сеть дочерних предприятий и сервисных агентств. Arburg гордится тем, что то, что «Сделано на Arburg», по сути, означает «Сделано в Германии». Действительно, все ТПА производятся здесь, в Лосбурге, более того: 60% комплектующих Arburg делает самостоятельно, включая роботов.



«Наша философия – эффективное производство. Мы стараемся дать самое лучшее решение для клиента», – заявил директор по продажам в Европе Штефан Деллер на презентации компании.

Предваряя экскурсию по заводу, господин Деллер рассказал, что Arburg производит различные типы ТПА: горизонтальные и вертикальные машины, электрические, гидравлические и гибридные. По усилию смыкания они занимают диапазон от 12,5 до 500 т. Масса впрыска – от 0,001 г до 2,5 кг (полистирола). «Мы предлагаем решения в автомобилестроении, медицинских изделиях, упаковке, оптических изделиях, в электронике», – продолжил выступающий.

Как рождаются ТПА, насколько это масштабный и отточенный процесс, гости увидели уже непосредственно в цехах предприятия.

Здесь вновь бросилась в глаза автоматизация производства: роботы задействованы по максимуму, начиная с подачи и приемки деталей, доставки их по цеху и заканчивая контролем параметров собранных узлов. Обращает на себя внимание чистота помещений, здоровый микроклимат – в цехах летом не жарко, а зимой не холодно. Придерживаются на предприятии и того принципа, что не надо работать «на склад». ТПА производят только на заказ, причем за последний год время изготовления одной машины сократилось, в зависимости от серии ТПА, с 5–6 месяцев до 4–6 недель. На заводе гордятся, что большую часть комплектующих делают сами, включая «сердце» ТПА – систему управления Selogica. Почему это важно? Да потому, что завод обязуется снабжать клиентов запчастями минимум 30 лет. Если же заказывать со стороны такую систему, то может получиться, что ее изготовитель снимет что-то с производства – тогда уже придется отвечать перед клиентом самому заводу – изготовителю ТПА.

Конечно, Технологические дни не назывались бы таковыми, если бы приезд в эти даты на завод ограничился только «гулянием» по цехам. Гостей ждало 42 работающих термопластавтомата, наглядно демонстрирующих в выставочном зале 42 различных варианта применений оборудования.



Итак, мы в демонстрационном зале. «Так много вариантов, как в этом году, мы еще не показывали», – отметил региональный менеджер отдела продаж по Европе Олег Семенов.

Вместе с Беттиной Кек, отвечающей за PR в Arburg, он рассказал об основных экспонатах выставки. Взять, например, ТПА Arburg Allrounder 720 A усилием смыкания 320 т. Alldrive – означает, что она полностью электрическая. Значок «e2» говорит о том, что она энергосберегающая и энергоэффективная. Особенностью данной машины является инновационная система пресс-формы куб.

«Мы впервые показываем, что поворот пресс-формы на 180 градусов производится с помощью электрического мотора. Это двухкомпонентная машина, осуществляющая двухкомпонентное литье. Так как пресс-форма требует очень точного литья, здесь стоит наша самая дорогая модель – электрическая Alldrive, которая сопутствует точному, прецизионному литью», – отметила Беттина Кек. Особенность машины также в том, что узел впрыска находится на узле смыкания.

«Для рынка СНГ очень важна наша гибридная машина, здесь она представлена в таком исполнении, которое подходит для изготовления упаковочных изделий с усилием смыкания 180 т, с роботом IML», – продолжил экскурс по экспонатам Олег Семенов.

Работает она, по его словам, с очень скоростным циклом - 3,9 сек: робот IML извлекает изделие с наклейкой. При этом этикетка как бы влита в корпус упаковки. Партнер данной машины по роботам – компания Sepro. Как выяснилось, на российском рынке эти машины уже широко присутствуют, т.к. технология IML (in mold labeling) активно применяется при изготовлении контейнеров, ведер, емкостей для мороженого, йогуртов. Этикетка, приклеенная вручную, – это уже, как известно, вчерашний день.


Далее была показана так называемая зона «чистая комната». Allrounder 270A с усилием смыкания 60 т, продемонстрированный здесь в работе, предназначен для медицинских изделий. Это полностью электрическая машина, ее корпус сделан из специального материала, конвейер защищен коробом, чтобы никакая пыль не попадала в зону изготовления изделия. Производился здесь во время Технологических дней быстрый тест для крови. «В медицине и упаковке мы все больше растем, все больше приходит заказов по всему миру из этих отраслей. Соответственно, в эту сферу мы вкладываем все больше сил и средств», – подчеркнула Беттина Кек.

В демонстрационном зале можно было также увидеть новинку от Arburg – гибридную машину с усилием смыкания 250 т, а для упаковочной промышленности – 230 т.

Этот гибридный ТПА существовал и раньше, но в таком типоразмере не предлагался, хотя именно такие параметры востребованы при производстве трехлитровых ведер. Клиенты, как выяснилось, часто запрашивали подобную вариацию. Теперь завод предлагает ее рынку – на выставке был представлен первый образец.

А вот еще одна из новинок. Чтобы сделать изделие более прочным, более жестким, в саму смесь пластиков добавляются волокна до 100 мм длиной. Они отрезаются и попадают в смесь в цилиндре пластикации. Там все перемешивается, и в итоге изделия получаются прочнее, жестче и лучшего качества. «Это интересное применение для автомобильной промышленности, т.к. с добавлением волокон мы можем делать тонкие стенки изделия, соответственно, экономить вес, что для автомобиля важно, одновременно обеспечивая прочность и жесткость изделия. Стенка хоть и тонкая, но она остается стабильной», – пояснил Олег Семенов.

При виде того ажиотажа, который царил среди публики, окружавшей практически все выставленные модели, невольно возник вопрос, а в чем же сильная сторона машин от Arburg. Конкуренция высокая, а интерес велик.

«Если говорить об упаковочной промышленности, то мы гарантируем на наших гибридных машинах максимальный цикл, который может дать форма. Очень часто цикл зависит от формы. Если изготовитель пресс-формы гарантирует 5 секунд, то мы со своей стороны гарантируем нашей на определенной серии машин этот же цикл. Наши конкуренты с этой задачей могли бы не справиться», – сказал в этой связи Олег Семенов.

Пояснения последовали и от менеджера по продажам из компании «Транстехника-Восток» Сергея Урубкова. Он, в частности, отметил: «Особенностью всех ТПА от Arburg является подвижная плита в коробчатом исполнении. Плюс заключается в том, что мы можем вешать более тяжелую оснастку, и нагрузка от этой оснастки будет распределяться не по четырем точкам, как у всех производителей, а по восьми. Это дает более щадящую эксплуатацию инструмента, который может по стоимости сравниться с самим ТПА. Это немаловажно».

Поскольку Arburg делает ставку на эффективность производства, то не мог он обойти эту тему и на Технологических днях. Соответствующая экспозиция наглядно объясняла переработчикам, из чего складывается эффективность, т.е. как производить одно изделие с минимальными затратами при максимальном качестве.

По видению компании, здесь важны следующие факторы: подбор машины (по типу, размеру), дизайн изделия, пресс-форма, периферия, интеграция, контроль процесса, планировка производства. «Если у меня дорогая машина, это не значит, что я не эффективен. Если за счет дорогой машины, дорогой формы, дорогой периферии я произвожу дешевые изделия, то я эффективен», – пояснил Олег Семенов.

«Мы стараемся тесно работать с клиентами, у нас много партнеров по периферии, пресс-формам и т.д., – продолжил он. – Знания, которые мы от них получаем, мы совместно даем дальше клиентам, чтобы все от этого выиграли».

В качестве примера эффективной машины собеседники назвали серию golden edition, которая была выпущена в 2006 году к 50-летнему юбилею компании. Это гидравлическая машина с очень хорошей комплектацией, с очень разумными, по словам специалистов фирмы, ценами. Полгода назад на эту машину сделали энергосберегающий пакет. Установили мотор с преобразователем частоты, т.е. мотор крутится на высоких оборотах только тогда, когда это требуется. Во время охлаждения он опускается на минимальное число оборотов и потребляет намного меньше энергии. Разница между обычной машиной и снабженной таким пакетом – около 20–30% экономии в электроэнергии.

Действительно, эффективность производства – это основной вопрос, с которым к менеджерам завода обращаются клиенты. Всех в основном интересует, как произвести необходимое изделие с максимальной выгодой, на какой машине это будет действительно эффективно.



Можно сказать, что тема эффективности была основным лейтмотивом, звучавшим во время поездки по немецким предприятиям. После посещения завода Arburg у российских переработчиков была возможность познакомиться с принципами организации производства на заводе автокомпонентов Fischer. Давний партнер Arburg, работающий на его термопластавтоматах, добился успеха как за счет хорошего оборудования, так и благодаря применению системы управления по образцу фирмы Toyota.

Назовем несколько основных моментов, которые помогают предприятию быть эффективным. Первое: экономия пространства. Все станки в цехах стоят близко друг к другу, рабочие делают минимум лишних движений. Второе: продукция не складируется у рабочего места, все быстро отправляется на дальнейший этап сборки или сразу к клиентам. Третье: система карточек организует, если так можно выразиться, маршрут сырья, заготовок, тары, конечных изделий. Работник практически лишен возможности ошибиться. Что, на каком станке изготавливалось, какие изменения в него вносились – все записывается прямо на рабочем месте. Четкая организация труда позволяет нанимать арендованный персонал. Его не нужно долго учить – от сотрудника требуется лишь четко выполнять инструкции. Такая система позволила поставщику автокомпонентов сохранить свою прибыльность даже в непростой экономической ситуации. Многое из того, что собственники и директора предприятий из России увидели на этом заводе, они хотели бы взять на вооружение и на своих производствах, т.к. проблемы везде одни и те же.

Однако не всегда можно обойтись дешевой рабочей силой. Увидели мы в Германии и другой пример – предприятие Laufer, производитель промышленных прессов. Его оборудование известно в России. Так вот здесь вновь предстал пример семейного предприятия. Специфика производства такова, что сотрудников приходится учить по нескольку лет, поэтому организован специальный обучающий центр для молодежи. Что касается идей, которые можно было почерпнуть из визита на завод, то внимание гостей привлекла возможность производства пластиковых карт на прессах от Laufer. Этот сегмент рынка может быть весьма перспективным для России, учитывая информатизацию повседневной жизни россиян – сокращение оборота наличности, появление социальных пластиковых карт и тому подобное.

Поездка в Германию была, безусловно, полезной. Гости Arburg не только определились с приобретением ТПА, но и увезли в свои регионы, на свои предприятия новые знания, новые идеи, новые представления о культуре производства, о возможностях повысить свою эффективность.

Нельзя не отметить особую душевность и гостеприимство принимающей стороны – сотрудников фирмы Arburg и организаторов поездки российской делегации – компанию «Транстехника-Восток». Они постарались показать лучшее, что есть в машиностроении, и лучшее, что есть в одном из самых живописных регионов Германии. Объемы полученной днем деловой информации щедро разбавлялись приятной беседой вечером, в компании единомышленников, с дегустацией блюд и напитков местной кухни. В итоге получился такой интеллектуально-промышленно-гастрономический коктейль. Но главное – что осталось ощущение чего-то родственного. На немецких заводах часто можно было услышать русскую речь, а экскурс в историю во время посещения замка Гогенцоллеров окончательно убедил в том, что российско-немецкому партнерству не одна сотня лет и есть очень хорошая база для продолжения деловых отношений. Германское оборудование доказало свою надежность, оно перестает быть в глазах покупателя дорогим, даже китайцы уже вовсю скупают для своих производств машины в Европе. Так что и россиянам надо считать, считать и еще раз считать и делать свой выбор, а такие поездки, безусловно, помогают сориентироваться.

Редакция Plastinfo.ru благодарит ООО «Транстехника-Восток» за помощь в организации поездки и выражает признательность его руководству и всем его сотрудникам за гостеприимство и поддержку.

Автор: Ольга Жолобнюк
Источник: газета «Plastinfo. Полимерный бизнес»

СТАТЬИ ПО ТЕМАМ
 Технологии [154]     Изделия [78]   
 Оборудование [43]     Сырье [113]   
 Обзоры рынков [181]     Интервью [96]   
 Репортаж [25]     Все статьи   

Статьи публикуются с разрешения автора и обязательным указанием ссылки на источник

Редакция оплачивает на договорной основе
технические статьи, маркетинговые отчеты, рецептуры, обзоры рынка
и другую отраслевую информацию и права не ее размещение

Приглашаем специалистов к сотрудничеству в качестве внештатных авторов и консультантов!

По вопросам публикации и оплаты статей обращайтесь в редакцию:
Тел: +7 (499) 490-77-79
Прислать сообщение


Полное или частичное копирование любых материалов, опубликованных на Plastinfo.ru, для размещения
на других Интернет сайтах, разрешается только с указанием активной гиперссылки на plastinfo.ru !

Полное или частичное использование любых материалов, размещенных на Plastinfo.ru,
в СМИ, печатных изданиях, маркетинговых отчетах, разрешается только с указанием ссылки
на «Plastinfo.ru» и в некоторых случаях требует письменного разрешения ООО Пластинфо




Онлайн магазин книг Телеграм канал Plastinfo.ru интерпластика: международная выставка пластмасс и каучуков видео о индустрии переработки пластмасс и каучука

Новости

Выставки и конференции
Государство и бизнес
Литература и образование
Новые материалы и марки
Обзоры и анализ рынков
Обзоры СМИ
Оборудование
Объемы и мощности
Отходы и экология
Персоны и назначения
Пресс-релизы, форс-мажоры
Разработки изделий
Слияния и новые имена
Цены на сырье и изделия

Изделия

Полипропиленовые трубы
Полиэтиленовые трубы
Фитинги
ПВХ окна и двери
Емкости 1-5л
Канистры
Полиэтиленовая пленка
Мешки, пакеты майка
Термоусадочная пленка
Вагонка, сайдинг, профили
Сотовый поликарбонат

Объявления

Продать
Купить
Вакансии
Резюме
Форум

Информация

Справочник покупателя
Статьи и обзоры
Глоссарий
Выставки
Опросы
Стандарты
Видео Plastube

Подписка

Бизнес газета
Цены на полимеры
Импорт и экспорт
Магазин отчетов
Магазин книг
База полимеров
Polyglobe

О проекте

Контакты
Карта сайта
Партнеры
Реклама