| ГЛАВНОЕ |
СТАНДАРТЫ ГОСТ 4.494-94ГОСТ 4.494-94 Система показателей качества продукции. Шины для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин. Номенклатура показателейКатегории ГОСТ 4.494-94 по ОКС: 83. Резиновая, резинотехническая, асбесто-техническая и пластмассовая промышленность 83.160 Шины Коды документа ГОСТ 4.494-94: Код ОКП: 252100 Код КГС: Т51 Код ОКСТУ: 2521 ГРНТИ индекс(ы): 818105 Статус документа: действует, введён в действие 01.01.1997 Название на английском языке: Product-quality index system. Tires for off the road trucks, tractors, carthmoving, loading, mining and agricultural machinery. Nomenclature of indices Число страниц: 24
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наименование национального органа стандартизации |
|
|
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
|
Республика Армения |
Армгосстандарт |
|
Республика Белоруссия |
Белстандарт |
|
Республика Грузия |
Грузстандарт |
|
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
|
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
|
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
|
Российская Федерация |
Госстандарт России |
|
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
|
Украина |
Госстандарт Украины |
3. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 4 сентября 1996 г. № 560 межгосударственный стандарт ГОСТ 4.494-94 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1997 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин.
Стандарт определяет показатели, которые используют в технической документации, включая нормативную. В этих же документах устанавливают количественные значения показателей.
Установленные стандартом показатели качества шин используют при разработке и постановке продукции на производство, при оценке технического уровня и качества шин, их конкурентоспособности и сертификации.
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
1.1. Номенклатура показателей качества, обозначения показателей и характеризуемые ими свойства приведены в таблице 1.
1.2. Алфавитный перечень показателей качества приведен в приложении 1.
Пояснения к показателям и их определениям приведены в приложении 2. Эти показатели в таблице 1 обозначены ссылками 1 - 10.
Таблица 1
2. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ ШИН
2.1. Показатели качества, установленные настоящим стандартом, распространяются на следующие классификационные группировки шин:
1) шины для внедорожных карьерных автомобилей;
2) шины для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин;
3) шины для тракторов и сельскохозяйственных машин.
3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ШИН
3.1. Перечень основных показателей качества:
- наружный диаметр шины (новой, максимальный в эксплуатации) (1.1.1, 1.1.2);
- ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации) (1.1.3, 1.1.4);
- масса шины (1.1.6);
- нагрузка на шину максимальная допускаемая (1.2.1);
- скорость максимальная (1.2.3);
- внутреннее давление в шине, соответствующее нормальной нагрузке на шину (1.2.5).
3.2. Применение показателей качества для различных классификационных группировок приведено в таблице 2. Нумерация групп дана по разделу 2.
Применение показателей качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин, включаемых в исходные требования заказчика (ИТ), прилагаемые к заявке на разработку и освоение продукции, в техническое задание (ТЗ), в стандарты на продукцию (ДСТ, ГОСТ), в технические условия на продукцию (ТУ), в карту технического уровня и качества продукции (КУ), в пояснительную записку (ПЗ), в программы и методики испытаний (ПМ), обозначено знаками:
«+» - показатель применяется;
«±» - показатель применяется по усмотрению разработчика;
«-» - показатель не применяется.
3.3. Стандарт не препятствует расширению показателей качества шин.
Таблица 2
|
Классификационные группировки шин |
Область применения показателя качества |
||||||||||
|
ИТ |
ТЗ |
ДСТУ, ГОСТ |
ТУ |
КУ |
ПЗ |
ПМ |
|||||
|
1.1.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
1.1.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
1.1.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
1.1.4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
1.1.5 |
- |
± |
- |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
|
1.1.6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
1.1.7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
1.1.8 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.1.9 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
1.2.2 |
± |
- |
- |
± |
± |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
1.2.4 |
± |
- |
- |
± |
± |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
1.2.6 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
1.2.7 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
|
1.2.8 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
|
1.2.9 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
|
1.2.10 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.11 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.12 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.13 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.14 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.15 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.16 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
|
|
1.2.17 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.18 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
1.2.19 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.20 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.21 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- . |
± |
± |
|
|
1.2.22 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.23 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
|
1.2.24 |
- |
- |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.25 |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
1.2.26 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
2.1.1 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
|
2.2.1 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
|
2.2.2 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
|
2.2.3 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
|
2.2.4 |
± |
± |
± |
- |
± |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
2.2.5 |
± |
± |
± |
- |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
|
2.3.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
2.3.2 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
2.3.3 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
3.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
4.1 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
5.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
6.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
|
|
6.2 |
± |
± |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
|
|
7.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
|
|
7.2 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
|
|
8.1 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
|
8.2 |
± |
± |
± |
± |
± |
+ |
± |
± |
± |
± |
|
|
9.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
9.2 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
9.3 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
9.4 |
- |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
9.5 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
|
9.6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
9.7 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
Примечания:
1. В случае неприменения показателя качества для какой-либо классификационной группировки шин в документах (ИТ, ТЗ, ДСТ, ГОСТ, ТУ, КУ, ПЗ, ПМ) на эти шины он также не применяется.
2. Взамен показателей 1.1.2 и 1.1.4 для шин 3 классификационной группировки допускается применение разнашиваемости (общее увеличение ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации), выраженной в процентах и определяющей изменение ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации по отношению к новой.
4. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
4.1. Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в табл. 3.
Таблица 3
1.1.4 Расстояние между двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей боковины пневматической шины
Ширина профиля шины под нагрузкой 1.1.5 Ширина профиля пневматической шины в месте наибольшей деформации боковой стенки после нагружения колеса нормальной нагрузкой
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(справочное)
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
|
|
Номер показателя по табл. 1 |
|
Герметичность камеры или бескамерной шины |
9.6 |
|
Давление внутреннее разрушающее |
1.2.22 |
|
Давление в шине внутреннее, соответствующее нормальной нагрузке на шину |
1.2.5 |
|
Давление монтажное |
9.7 |
|
Давление шины в контакте среднее |
8.2 |
|
Давление шины по выступам рисунка протектора среднее |
8.1 |
|
Диаметр наружный новой шины |
1.1.1 |
|
Диаметр наружный шины максимальный в эксплуатации |
1.1.2 |
|
Интенсивность износа протектора |
2.2.4 |
|
Коэффициент бокового сцепления шины |
9.2 |
|
Коэффициент динамической нормальной жесткости |
1.2.13 |
|
Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки |
1.2.18 |
|
Коэффициент запаса прочности нитей корда |
1.2.17 |
|
Коэффициент запаса прочности связи корд-резина |
1.2.19 |
|
Коэффициент нагруженности шины |
1.2.16 |
|
Коэффициент нормального демпфирования шины |
1.2.15 |
|
Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт |
2.3.1 |
|
Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту |
2.3.2 |
|
Коэффициент продольного сцепления шины |
9.1 |
|
Коэффициент сопротивления боковому уводу |
9.3 |
|
Коэффициент сопротивления качению |
1.2.10 |
|
Коэффициент стандартизации |
6.1 |
|
Коэффициент статической нормальной жесткости шины |
1.2.12 |
|
Коэффициент тангенциальной эластичности шины |
1.2.14 |
|
Коэффициент унификации |
6.2 |
|
Масса шины |
1.1.6 |
|
Материалоемкость удельная |
5.1 |
|
Нагрузка на шину максимальная допускаемая |
1.2.1 |
|
Нагрузка на шину средняя |
1.2.2 |
|
Нагрузка разрушающая сосредоточенная |
1.2.20 |
|
Площадь контакта контурная |
1.2.7 |
|
Площадь контакта по выступам рисунка протектора |
1.2.8 |
|
Показатели внешнего вида |
4.1 |
|
Показатели патентной защиты |
7.1 |
|
Показатели патентной чистоты |
7.2 |
|
Прогиб шины нормальный |
1.29 |
|
Производительность шины, максимальная эксплуатационная |
1.2.25 |
|
Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки |
1.2.21 |
|
Радиус качения шины |
1.1.9 |
|
Радиус шины динамический |
1.1.8 |
|
Радиус шины статический |
1.1.7 |
|
Расстояние транспортирования груза (плечо перевозки) |
1.2.6 |
|
Ресурс борта шины при стендовых испытаниях |
1.2.24 |
|
Ресурс гамма-процентный |
2.2.2 |
|
Ресурс послеремонтный относительный |
2.3.3 |
|
Ресурс средний |
2.2.1 |
|
Ресурс шины при стендовых испытаниях |
1.2.23 |
|
Скорость максимальная |
1.2.3 |
|
Скорость средняя эксплуатационная |
1.2.4 |
|
Сопротивление проворачиванию шины на ободе |
9.4 |
|
Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода |
9.5 |
|
Срок сохраняемости средний |
2.1.1 |
|
Температура внешней среды при эксплуатации шины |
1.2.26 |
|
Трудоемкость монтажно-демонтажных работ |
3.1 |
|
Ширина профиля новой шины |
1.1.3 |
|
Ширина профиля шины максимальная в эксплуатации |
1.1.4 |
|
Ширина профиля шины под нагрузкой |
1.1.5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(справочное)
ПОЯСНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ШИН
1) В раздел показателей назначения (конструктивные показатели, показатели функциональные и технической эффективности) входят основные характеристики шины, которые определяют, или от которых существенно зависят эксплуатационные свойства автотранспортного средства. Поэтому в графе «Наименование характеризуемого свойства» приведены для большинства показателей наименования соответствующих свойств транспортного средства.
2) Вклад шины в топливную экономичность определяется величиной мощности сопротивления качению шины (ГОСТ 17697). Коэффициент сопротивления качению, измеряемый при качении шины в ведомом режиме с постоянной скоростью по гладкой опорной поверхности, не может полностью определить потери на качение в реальных режимах движения.
Дополнительно должны учитываться следующие показатели:
- коэффициент сопротивления боковому уводу шины - 9.3 (движение по криволинейной траектории);
- коэффициент тангенциальной эластичности шины - 1.2.14 (движение с переменной скоростью, подъемы, спуски);
- коэффициент нормального демпфирования шины - 1.2.15 (движение по неровной дороге).
3) Коэффициент динамической нормальной жесткости (1.2.13) и нормального демпфирования шины (1.2.15) определяются общепринятыми методами при гармонических радиальных (нормальных) колебаниях нагруженного и катящегося по плоской опорной поверхности или поверхности барабана колеса с пневматической шиной. Показатели характеризуют низкочастотные свойства шины (до 10 - 20 Гц).
4) Определения показателей, характеризующих нагруженность и прочность шины, их особенности и методы применения имеются в технической литературе по пневматическим шинам (например: Бидерман В.Л. и др. «Автомобильные шины», Госхимиздат, 1963 г.; Цукерберг С.М. и др. «Пневматические шины», Химия, 1973 г. и т.п.).
Показатели, характеризующие нагруженность и прочность шины, позволяют дать оценку надежности на стадии проектирования расчетными методами и на основе стендовых испытаний. Определение показателей надежности (2.1 - 2.3) невозможно без проведения эксплуатационных испытаний шин и обобщения опыта эксплуатации серийной продукции.
5) Температура внешней среды при эксплуатации шин устанавливается в соответствии с ГОСТ 15150. В заданном диапазоне температур внешней среды шины при эксплуатации должны сохранять свои параметры в пределах норм, установленных техническими заданиями, стандартами или техническими условиями на шины.
6) Средний ресурс шины исчисляется от начала эксплуатации до отказа или до снятия по достижению предельного состояния.
7) Физико-механические показатели шин и методы их определения устанавливаются для группы шин или конкретной шины в нормативно-технической документации на шины.
8) Показатели ремонтопригодности не применяются для шин сезонных, стационарных и других машин, за срок службы которых шины не достигают предельного состояния по износу рисунка протектора или не подлежат восстановлению согласно нормативной документации на приемку в ремонт из-за старения вследствие длительной эксплуатации.
9) Показатели внешнего вида шин и методы их определения для различных классификационных групп устанавливаются соответствующей нормативно-технической документацией.
10) Патентопригодными называются такие устройства, способы, вещества, которые могут быть признаны изобретениями в одной или нескольких странах, а также устройства (изделия), которые могут быть признаны полезными моделями или промышленными образцами в странах, где предусмотрена охрана этих видов промышленной собственности.
Патентная частота - это юридическое свойство объекта, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам.
Объектом, обладающим патентной чистотой в отношении какой-либо страны, называют такие объекты, которые не попадают под действие патентов на изобретение, полезные модели или промышленные образцы, выданных уполномоченными патентным ведомством и имеющих силу на территории данной страны.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, НА КОТОРЫЕ В СТАНДАРТЕ ИМЕЮТСЯ ССЫЛКИ
|
Номер пункта, подпункта |
|
|
ГОСТ 27.002-89 |
2.1.1, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 |
|
ГОСТ 15150-69 |
|
|
ГОСТ 17697-72 |
Ключевые слова: шины, внедорожные карьерные автомобили, тракторы строительные, дорожные, подъемно-транспортные, рудничные, сельскохозяйственные машины, номенклатура показателей
СОДЕРЖАНИЕ
1. Номенклатура показателей качества
2. Классификационные группировки шин
3. Применение показателей качества шин
4. Терминологический словарь
Приложение 1 Алфавитный указатель показателей качества
Приложение 2 Пояснения и примеры применения показателей качества шин
На сайте доступен для загрузки полный текст ГОСТ 4.494-94 со всеми таблицами и формулами в формате pdf.
Вернуться к списку ГОСТов: 83.160 Шины
