| ГЛАВНОЕ |
СТАНДАРТЫ ГОСТ Р ИСО 7881-94ГОСТ Р ИСО 7881-94 Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Оценка характеристик фрикционного материала. Метод испытания малого образца на машине тренияКатегории ГОСТ Р ИСО 7881-94 по ОКС: 43. Дорожно-транспортная техника 43.040 Системы дорожно-транспортных средств 43.040.40 Тормозные системы 83. Резиновая, резинотехническая, асбесто-техническая и пластмассовая промышленность 83.140 Резиновые и пластмассовые изделия 83.140.99 Резиновые и пластмассовые изделия прочие Коды документа ГОСТ Р ИСО 7881-94: Код ОКП: 257100 Код КГС: Л69 Код ОКСТУ: 2571 ГРНТИ индекс(ы): 671559 Статус документа: действует, введён в действие 01.01.1996 Название на английском языке: Rood vehicles. Brake linings. Evaluation of friction material characteristics. Small sample bench test procedure Число страниц: 19
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Обозначение |
Единица измерения |
|
|
Диаметр барабана |
D |
мм |
|
Частота вращения барабана |
n |
мин-1 |
|
Давление |
Р |
кПа |
|
Температура барабана |
Т |
°С |
|
Время нагревания или охлаждения барабана |
t |
мин |
|
Мгновенный коэффициент трения |
μ |
- |
|
Средний коэффициент трения |
|
- |
|
Стандартное отклонение1) |
s |
- |
|
Нормальное тепловое нагружение |
N |
- |
|
Высокое тепловое нагружение |
Н |
- |
1) Для пяти образцов:
В дальнейшем будут применять следующие обозначения:
i - начало;
е - конец;
a - холодное трение;
4 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ
На рисунке 1 приведена схема испытательной машины, на которой образец испытывают при различных уровнях давления, скорости и температуры.

1 - нагревательные элементы; 2 - датчик давления; 3 - манометр; 4 - держатель образца; 5 - переменная нагрузка; 6 - образец; 7 - клапан, регулирующий давление; 8 - соленоидный клапан; 9 - программный регулятор; 10 - пресс-цилиндр; 11 - барабан
Рисунок 1 - Схема испытательной машины
Размеры поверхности трения указаны на рисунке 2.
Перлитный чугун, применяемый для изготовления барабана, должен отвечать следующим условиям:
C - 3,3 - 3,5 %;
Mn - 0,55 - 0,75 %;
Si - 1,8 - 2,1 %;
S - 0,2 % макс;
Р - 0,2 % макс;
Ni - 0,6 - 0,7 %;
Cr - 0,15 - 0,25 %;
Mo - 0,2 - 0,3 %.
Твердость по Бринеллю 180 - 230 НВ.
Примечание - Такие элементы как титан в ванадий, могут влиять на фрикционные свойства и износ, поэтому необходимо знать об их наличии при проведении испытаний.

1 - отверстие под плоскую термопару; 2 - размеры, расположение и количество отверстий в соответствии с используемой испытательной машиной; 3 - два отверстия с резьбой для крепления термопары
Рисунок 2 - Размеры барабана
Температура нагревания и охлаждения барабана не должна отличаться от температур, приведенных на рисунках 3 и 4, более чем на 15 °С.
Оборудование для измерения и записи температуры барабана, скорости его вращения, силы трения и времени обеспечивает погрешность ±2 %.
Примечание - Рекомендуемые методы подготовки барабана и его поверхности в соответствии с установленными нормами указаны в приложении С.

Рисунок 3 - График зависимости температуры барабана от времени при нагревании

Рисунок 4 - График зависимости температуры барабана от времени при охлаждении
5 ОТБОР И ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ
Для испытания вырезают пять образцов из пяти произвольно взятых тормозных накладок.
Размеры образцов должны быть 25,4×25,4 мм, толщиной от 3 до 6 мм.
Толщину образца целесообразно нормировать для получения сопоставимых результатов при испытании аналогичных материалов.
Любые пометки на образцах не следует наносить на поверхность трения.
6 МЕТОД ИСПЫТАНИЯ
Испытывают все отобранные образцы.
В соответствии с объектом и (или) типом накладок испытания проводят при условиях А (тепловой режим А) или В (тепловой режим В) в соответствии с разделом 3 и таблицей 2.
Помещают образец на испытательную машину (раздел 5 и рисунок 1) и проводят испытания, как указано в таблице 2 при соответствующих значениях; результаты представляют в виде графика в соответствии с приложением А (А.1 или А.2).
7 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
7.1 Результаты испытаний каждого образца записывают графически (А.1 или А.2).
7.2 В соответствии с графиком записывают данные (В.1 или В.2).
7.3 Для каждого образца вычисляют средние коэффициенты трения в диапазоне температур a (холодное трение) и b (горячее трение).
7.4 Из средних значений (7.3) вычисляют средние значения и и стандартные отклонения a и b.
8 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
8.1 Образец фрикционного материала испытывают на машине трения.
По результатам испытания вычисляют коэффициенты трения для холодного трения a и горячего трения b.
8.2 Результаты испытания оценивают для двух уровней тепловых режимов (A и В).
Таблица 2 - Программа испытания
|
Этап испытания |
Режим торможения |
Частота вращения, мин-1 |
Давление, кПа |
Температура, °С |
Время |
Дополнительные условия |
||
|
Тип |
Количество |
Ti |
Te |
|||||
|
1 Приработка |
Постоянный |
- |
310 |
700 |
200 |
- |
Поверхность контакта - 95 % мин. При необходимости охлаждать |
|
|
2 Базовая характеристика |
Периодический |
20 |
420 |
1050 |
100 ± 10 |
- |
10 с включение; 20 с - пауза |
- |
|
3 Подготовительный нагрев |
Постоянный1) |
- |
420 |
1050 |
100 |
300 |
10 мин макс. |
Нагревание (рисунок 3) |
|
4 Восстанавливаемость эффективности |
Периодический |
3 |
420 |
1050 |
250 |
100 |
Охлаждать на 50 °С. После каждого охлаждения - включение тормоза на 10 с |
Охлаждение (рисунок 4) |
|
5 Потеря эффективности |
Постоянный1) |
- |
420 |
А = 1050 В = 3000 |
100 |
А = 350 В = 400 |
- |
Нагревание (рисунок 3) |
|
6 Восстанавливаемость эффективности |
Периодический |
А = 3 В = 4 |
420 |
А = 1050 В = 3000 |
А = 350 В = 400 |
200 |
Охлаждать на 50 °С. После каждого охлаждения включение тормоза на 10 с |
Охлаждение (рисунок 4) |
1) Силу трения и температуру барабана записывают через каждые 30 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ГРАФИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ МАТЕРИАЛОВ
А.1 График результатов испытаний материала в режиме А


А.2 График результатов испытаний материала в режиме В


ПРИЛОЖЕНИЕ В
ЗАПИСЬ ДАННЫХ
В.1 Эксплуатация материала в режиме А
1 Изготовитель
2 Тип и заводское наименование
3 Материал
4 Маркировка
5 Результаты испытания (см. таблицу)

В.2 Эксплуатация материала в режиме В
1 Изготовитель
2 Тип и заводское наименование
3 Материал
4 Маркировка
5 Результаты испытания (см. таблицу)

ПРИЛОЖЕНИЕ С
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ БАРАБАНА
C.1 После проточки тормозного барабана на испытательной машине обрабатывают его поверхность шлифовальной бумагой или тканью зернистостью 320. Удаляют пыль из барабана чистым сухим воздухом и (или) марлей или другим материалом.
Заканчивают подготовку поверхности приработкой соответствующего образца при давлении 700 кПа, частоте вращения 310 мин-1 и температуре не выше 100 °С до стабилизации коэффициента трения μ.
С.2 Перед каждым испытанием обрабатывают поверхность барабана шлифовальной бумагой или тканью зернистостью 320. Удаляют пыль из барабана чистым сухим воздухом и (или) марлей или другим материалом.
Ключевые слова: транспорт дорожный, накладки тормозные, машина испытательная, характеристики фрикционные
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения
2 Определения
3 Обозначения и единицы измерения
4 Оборудование для испытания
5 Отбор и подготовка образцов
6 Метод испытания
7 Результаты испытаний
8 Оценка результатов
Приложение А. Графики результатов испытаний материалов
Приложение В. Запись данных
Приложение С. Рекомендуемый метод подготовки барабана
На сайте доступен для загрузки полный текст ГОСТ Р ИСО 7881-94 со всеми таблицами и формулами в формате pdf.
Вернуться к списку ГОСТов: 83.140.99 Резиновые и пластмассовые изделия прочие
