ПЛАСТИНФО: полимеры, оборудование, упаковка, пластмасса, ПВХ, экструдер, термопластавтомат, полипропилен, полиэтилен

Александр Ладан: мы намерены не просто играть в Высшей лиге, мы намерены выигрывать

Тема: Интервью

Компания «Нео-Пак» (г.Новосибирск), одна из крупнейших за Уралом по производству гибкой полимерной упаковки, в конце мая отметила своё 12-летие. За прошедший год сибиряки запустили новейшую технологическую линию по выпуску полимерной упаковки, линию по выпуску шопинг-пакетов в феврале и линию по производству курьерских пакетов в мае. Разговариваем с директором компании Александром Ладаном о достигнутых результатах и планах.

Александр Юрьевич, давайте сначала о новой печатной машине. Сложно было? Вы же и покупали, и запускались в разгар пандемии.

Ну нелегко, да. Ковид, закрытие границ и перебои в глобальных поставках. Но мы верили в свои силы. Половину денег компания получила как целевой заем от Фонда развития промышленности (ФРП) РФ по программе «Проекты развития», остальное финансирование за счет собственных средств.

Директор компании «Нео-Пак» Александр Ладан оцениваете перспективы российского рынка гибкой упаковки со сдержанным оптимизмом
Директор «Нео-Пак» Александр Ладан оценивает перспективы российского рынка гибкой упаковки со сдержанным оптимизмом
Фото: «Нео-Пак»

Новую технологическую линию с четвертой печатной машиной мы запустили в декабре 2021-го. Помимо флексопечатной машины SOMA OPTIMA2 это трехслойная экструзионная выдувная линия, ламинатор LAMIFLEX и продольная бобинорезка.

Что дает новая печатная машина? Прежде всего абсолютно стабильную печать на самых высоких скоростях. Кастомизацию печати в соответствии с определенными нуждами заказчиков. Повышение конкурентоспособности готовой продукции за счет более качественного выполнения заказов со сложным дизайном печати.

Наличие дополнительной опции — специальной так называемой секции с переворотом позволяет осуществлять онлайн-лакировку — лакирование пленки за один прогон с печатью, что ощутимо ускоряет процесс.

На какие результаты рассчитывали, входя в проект?

Его реализация позволяет нам выполнить несколько задач. Прежде всего — увеличить долю рынка по гибкой упаковке в Сибирском федеральном округе, на Урале и в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Армения и т.д.), по пакетам — по всей Российской Федерации и СНГ.

Не менее важна возможность повышения производительности труда, снижения удельных операционных издержек и в итоге — уменьшение производственной себестоимости продукции. Ну и наша конечная амбициозная цель, к которой мы идем, — увеличение выпуска продукции на 300 т в месяц, доведя его до 1000 т в месяц.

Фото: «Нео-Пак»

Иными словами, вы становитесь игроками Премьер-лиги?

Можно и так сказать. Здесь что важно? Как бизнесмен, я не люблю рекорды. Потому что я знаю: можно однажды напрячься выше «не могу» и выжать на-гора максимальный результат. Можно искусственно создать условия — например, произвести «в склад». Можно демпингнуть по цене, провалиться по качеству и получить массовые рекламации. Ну и зачем?

Рекорд становится по-настоящему рекордом, когда переходит в разряд: мы можем так постоянно. Каждый день, неделю, месяц. И это требует совсем других процессов, настроя, команды. В бизнесе нужны стайеры. И мы намерены не просто играть в Высшей лиге, мы намерены выигрывать.

Расскажите немного про новые линии по выпуску пакетов.

Первую, по производству шопинг-пакетов, мы успели установить в феврале, до начала известных событий. Ее запуск позволил увеличить выпуск на 30%. А вот вторую, по производству курьерских пакетов, запустили буквально на днях. Она позволит компании увеличить выпуск «курьеров» с 6 млн пакетов в месяц до 8 млн.

Можно отдельную повесть писать (в двух сериях) про доставку обеих «за три моря» из Турции в Сибирь. Первая ехала к нам в 2020 году, в разгар пандемии. Да еще попали мы на обострение обстановки в Карабахе. Вторая — в апреле 2022-го, ну сами всё понимаете…

Сколько нам нервных клеток все это стоило. Но кто не хочет, ищет причины, кто хочет — ищет возможности. Курьерские пакеты нынче востребованы. А наши «курьеры» пользуются спросом. И под новое оборудование уже заказы в листе ожидания стоят.

Что можете сказать про ситуацию на рынке гибкой упаковки в последние месяцы?

Штормит. По Адизесу практически. Хоть методичку пиши. Но ведь и окно возможностей открывается именно в такие времена. Я по нынешним временам могу считать себя докой: захватил «на минималках» 1998-й, полноценно проходил и 2008-й, и 2014-й. Пандемия, опять же, сформировала новый иммунный ответ.

Фото: «Нео-Пак»

Как говорится, свято место пусто не бывает. Это про импортозамещение. В целом про российский рынок можно сказать: все понимают, что мы в одной лодке. Поэтому и стараются поддерживать друг друга. Ничего нового: не суетиться и не «входить в резонанс» по амплитуде.

По нашей отрасли так скажу: основным Россия себя обеспечивает. А чем не обеспечивает, так мир, конечно, схлопнулся, но точно не закрылся целиком.

Поэтому живем с новыми, усложнившимися вводными, отрабатываем их в режиме реального времени. И да, ловим возможности. Маленькие, большие — уж как получится, главное — пошустрее, ребята. Нет паники. Скорость реакции другая. Быстрая мобилизация внутренних и внешних резервов.

Мы ни на день производство не останавливали. Потому что наша главная задача — обеспечить со своей стороны безопасность наших партнеров с точки зрения обеспечения упаковкой.

А что с ценами?

Цены растут. К сожалению, растут и цены поставщиков, и особенно логистика. Взять клей и краски для нашего производства. Большая часть шла из Европы. Пятый пакет санкций Евросоюза критически усложнил логистику между Россией и странами ЕС и запретил ввоз в нашу страну десятков наименований малотоннажной химии, необходимой для производства разных видов упаковки. Цена на них выросла в разы. Все перешли на предоплату. А банки как-то не торопятся оборотку кредитовать под божеские проценты и сами на ЦБ кивают. Последнее снижение ставки ЦБ до 11%, надеюсь, сдвинет как-то эту проблему.

Поэтому мы тоже вынуждены повышать. При этом мы отчетливо осознаем две вещи: мы не можем повышать цену «симметрично» суммарному «входящему» росту, и мы не можем «проглотить» такой рост за счет своей прибыли. Ее просто не хватает на это. Поэтому мы вынужденно пересматриваем текущие цены в сторону увеличения от 10 до 30% в зависимости от состава пленок, используемых сырья и материалов, а также условий оплаты.

Фото:

Со скрипом, понимая, что это затронем всю цепочку. Но давайте честно. Влияет ли товарная упаковка на стоимость конечного продукта? Конечно, влияет. Вопрос, насколько. Для разных товаров доля упаковки в цене готового продукта может изменяться от 1 до 10%.

У нас довольно большая доля экспортной составляющей в готовой продукции. Что с ней?

Да, около 15% продукции мы поставляем в страны ближнего зарубежья. Новосибирск в этом смысле удачно расположен. Отсюда вся Средняя Азия ближе, чем из Центральной России.

Что хочу сказать? Работать с Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией непросто. Но у нас получается. Плохо другое: в моменте так растет рубль, что экспорт скоро может оказаться просто невыгоден нашим зарубежным партнерам. Но здесь мы на ситуацию повлиять не можем никак. Среднесрочные оценки экспертов все-таки говорят о корректировке курса в сторону укрепления доллара. Ну и параллельно ищем новых партнеров в России. Мощности позволяют.

Как вы в целом оцениваете перспективы рынка гибкой упаковки?

Со сдержанным оптимизмом. Наша отрасль в силах обеспечить российские предприятия упаковкой по большинству позиций. Проблемы есть с упаковкой Tetra Pak и некоторых специальных видов. Думаю, со временем и они решатся. Другое дело, какие в ближайшее время могут произойти изменения внутри.

Во-первых, уже началось упрощение упаковки. Связано это с двумя причинами. Первая, на примере компании «Сады Придонья», возникла в связи с проблемами доставки картона, специальных лаков и красок. Вторая — производители «режут косты», в том числе и за счет упаковки. Мы отлично понимаем эти причины и стараемся идти навстречу, где это возможно.

Во-вторых, мы уже заметили рост заказов на упаковку для продукции собственных торговых марок крупных сетей. Да и не только сетей. Ozon объявил, что планирует запустить линейки товаров под собственными торговыми марками «в самых проблемных категориях» — где возник дефицит или выросли цены на фоне санкций.

Третье, электронная коммерция. Одно из ее несомненных достоинств — способность быстро адаптироваться к изменениям. И очевидное преимущество — возможность поиска самой низкой цены в интернете и сравнения товаров на маркетплейсах. 

В ситуации, когда в прогнозе инфляция от 20% и падение реальных доходов на 10%, эти критерии становятся определяющими. Правда, и здесь движение разнонаправленное. Например, выпадение части товаров. Говорить о тенденциях можно будет где-то к середине осени.

Александр, если говорить о мерах поддержки отрасли со стороны государства, то что скажете?

Разговоры о том, должно ли государство сейчас больше помогать бизнесу или же оно должно ему не мешать, как-то подзатянулся. Мое мнение: и то и другое. Тем не менее уже можно сформулировать правила игры и поддержки.

За последний месяц-полтора принято немало мер, призванных помочь то одной категории компаний, то другой. Но хотелось бы что-то более предметное, конкретное и системное одновременно.

А пока каждый выживает как умеет. С одной стороны, мы уже тренированные. С другой стороны — сейчас такая ситуация, когда есть реальный шанс (и реальная жизненная необходимость) у государства для мощной поддержки российской промышленности.

Источник:

URL: http://plastinfo.ru/information/articles/753/