ПЛАСТИНФО: полимеры, оборудование, упаковка, пластмасса, ПВХ, экструдер, термопластавтомат, полипропилен, полиэтилен

Состояние азиатской индустрии пластмасс оценили эксперты отрасли

Тема: Обзоры рынков

В Азии продолжается решение многих важных проблем, для того чтобы в будущем обеспечить достаточный экономический рост. В преддверии выставки K 2019, которая пройдет в Дюссельдорфе, Германия, с 16 по 23 октября 2019 года, специалисты оценили состояние экономики Азии, а точнее — всех ее секторов. За счет этого было оценено состояние индустрии пластмасс в этом регионе, темпы роста местного рынка, а также выявлены проблемы, существующие в Азии.

Мировая экономика в последнее время развивается не очень активно. Предполагается, что на этом фоне в ближайшее время снизится и торговая активность компаний (из-за торговых ограничений и неопределенности политической ситуации). Согласно данным Организации экономической кооперации и развития (OECD, Organisation for Economic Cooperation and Development), в 2019 и 2020 годах объем мировой экономики будет увеличен на 3,3% и 3,4% соответственно. Для сравнения, в прошлом году прогнозировалось, что эти объемы увеличатся на 3,5%, т.е. прогнозы были пересмотрены в меньшую сторону.

В то же время принятые в Китае новые политические меры снизили темпы роста торговли в этой стране. Организация прогнозирует, что в Китае объем торговли изменится примерно в такой же степени, как и в 2018 году, — в 2019 году он должен увеличиться на 6,2%. Для сравнения, ранее прогнозировалось, что этот объем увеличится на 6,3%. В третьем квартале 2018 года темп роста объем торговли в Индии снизился до 7,1%, однако специалисты Всемирного банка прогнозируют, что в 2018–2019 годах этот объем увеличится на 7,3%, а в последующие два года будет ежегодно увеличиваться на 7,5%.

Столкнувшись с рядом трудностей, развитые страны стали уделять большее внимание странам Юго-Восточной Азии. Это происходит даже несмотря на то, что Американский Банк Bank of America Merrill Lynch прогнозирует некоторое снижение темпов роста экономики пяти стран из этого региона — Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда. В 2018 году размер экономики этих стран увеличился на 5%, но прогнозируется, что в 2019-м он увеличится в меньшей степени — на 4,8%.

Рынок стран Юго-Восточной Азии является привлекательным для представителей всех основных отраслей промышленности, таких как автомобилестроение, производство упаковки, строительство и изготовление медицинских устройств. В регионе наметились важные проблемы, связанные с эффективностью потребления топлива, что вынуждает местных производителей активно развивать производство электромобилей. В регионе также стремятся снижать объем образующегося полимерного мусора за счет организации более совершенной инфраструктуры для рециклинга. Кроме того, в Юго-Восточной Азии активно внедряются принципы умного производства, а также концепция Industry 4.0.

В отчете Mordor Intelligence предполагается, что объем рынка пластмасс Юго-Восточной Азии в период с 2018 до 2023 года будет ежегодно увеличиваться в среднем на 5,5%. Строительство и производство упаковки — основные сферы потребления пластмасс в этом регионе. Большое количество пластмасс используется для получения пленок/листов.

В то же время Mordor Intelligence также отмечает, что в 2017 году объем рынка конструкционных пластмасс Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) достиг 25,37 млн т. Предполагается, что этот рынок продолжит активно развиваться и в период с 2018 до 2023 года его объем будет ежегодно увеличиваться в среднем на 5,7%. В этом сегменте доминирующие позиции продолжат принадлежать полиэтилентерефталату (ПЭТФ) — на долю этого полимера будет приходиться 51% от общего объема рынка всех конструкционных пластмасс. Предполагается, что объем рынка этого полимера в ближайшие пять лет будет ежегодно увеличиваться на 6,6%.

Для сохранения своего уровня конкурентоспособности страны Юго-Восточной Азии должны скорректировать свои объемы производства в соответствии с мировым уровнем спроса на автомобили. В 2018 году в этом регионе было произведено более 4 млн автомобилей. Согласно данным Федерации автопроизводителей АСЕАН (ASEAN Automotive Federation, AAF), в январе — ноябре 2018 года объем производства и продаж автомобилей в этом регионе увеличился на 7,6%.

Крупнейшим в этом регионе производителем автомобилей (коммерческих и легковых) является Таиланд. В 2018 году в этой стране было изготовлено 2,16 млн транспортных средств, т.е. на 9% больше, чем в предыдущем году. За весь 2018 год объем продаж транспортных средств в Таиланде увеличился по сравнению с предыдущим годом на 19,2%, достигнув уровня 1 млн единиц.

Однако Федерация промышленности Таиланда (Federation of Thai Industries, FTI) прогнозирует, что в 2019 году объем производства транспортных средств в Таиланде немного снизится — до 2,15 млн единиц. Страну иногда называют азиатским Детройтом. Таиланд продолжает оставаться благоприятным регионом для ведения бизнеса, привлекая интерес таких крупных мировых автопроизводителей, как Toyota, Ford, Honda, BMW, Mercedes и т.д. Эти компании уже успели открыть свои заводы в Таиланде.

Вторым по величине автопроизводителем в этом регионе является Индонезия. По данным AAF, в Индонезии в 2018 году было изготовлено более 1,24 млн транспортных средств, т.е. на 9,9% больше, чем в предыдущем году (1,13 млн единиц). Кроме того, в 2018 году Индонезия сохранила позиции крупнейшего рынка автомобилей в этом регионе. За 11 месяцев 2018 года (по ноябрь) в стране было продано 1,06 млн единиц транспортных средств, что на 6,9% больше, чем за аналогичный период предыдущего года (994 436 единиц).

По данным Малайзийской ассоциации автопроизводителей (Malaysian Automotive Association, MAA), в начале прошлого года объем продаж автомобилей в этой стране снизился на 23,7%, однако в течение последующих трех месяцев (с июня по август) объем продаж транспортных средств, наоборот, значительно увеличился. В конечном итоге к ноябрю 2018 года объем продаж автомобилей в Малайзии увеличился на 5,5%.

В мире продолжает увеличиваться объем продаж электромобилей. В 2018 году этот объем впервые превысил 1,2 млн единиц. Предполагается, что в 2019 году в мире будет реализовано 1,6 млн электромобилей. Такая информация, в частности, приводится в отчете Frost & Sullivan Global Electric Vehicle Market Outlook for 2018. На долю Китая, США и Европы приходится примерно 90% от общего объема мировых продаж электромобилей, однако крупными игроками на этом рынке являются также Япония и Южная Корея. В 2017 году в Китае было выпущено более половины от общего мирового объема производства электромобилей, на долю Европы и США приходилось соответственно 21% и 17% от общего мирового объема производства, а на долю Японии и Южной Кореи — 8% и 3% от этого объема соответственно.

В Юго-Восточной Азии интенсивное загрязнение воздуха происходит из-за транспорта, промышленности и сжигания биомассы, поэтому страны этого региона активно развивают транспорт, который выбрасывает в окружающую среду малое количество углеродсодержащих веществ.

По информации Организации наземного транспорта (Land Transport Authority, LTA), в прошлом году из 614 937 автомобилей, зарегистрированных в Сингапуре, 357 автомобилей имели гибридный бензиново-электрический двигатель, а 466 автомобилей и вовсе были полностью электрическими. Тем не менее страна является одной из немногих в мире, где разработана схема аренды электромобилей и в качестве такси используются электромобили. LTA также отмечает, что к 2020 году в стране должно появиться 60 электрических автобусов, которые будут использоваться в качестве общественного транспорта.

Три крупнейших игрока в области автомобилестроения (Big 3), а именно Таиланд, Малайзия и Индонезия, разработали план действий по расширению использования электромобилей. Предполагается, что за счет этого в регионе будет создана единая интегрированная экосистема для пользования электротранспортом, что привлечет в эту сферу дополнительные инвестиции со стороны частных компаний.

В рамках Плана развития электрического транспорта (Electric Vehicle Promotion Plan), который является частью более глобального Плана разработки альтернативных источников энергии на 2012–2021 годы (Thailand Alternative Energy Development Plan 2012–2021), Таиланд уже успел достичь значительных результатов. Так, согласно информации Министерства наземного транспорта Таиланда, в 2014 году в стране насчитывалось 60 тыс. гибридных легковых автомобилей и 8 тыс. электрических мотоциклов, а в 2018 году в Таиланде уже было зарегистрировано 102 тыс. гибридных автомобилей и 1400 электрических.

Индонезия также активно занимается развитием этой сферы. Так, в частности, страна планирует, что к 2025 году 20% от общего количества изготавливаемых ею автомобилей будет представлено электромобилями. Страна также планирует, что к 2025 году в ней будет зарегистрировано 2,1 млн двухколесных электрических транспортных средств (электромотоциклы) и 2200 четырехколесных электрических транспортных средств.

В отрасль инвестируются значительные средства. Так, например, недавно южнокорейская компания Hyundai организовала в промышленном комплексе Cikarang Industrial Complex новый завод. Годовая производительность этого предприятия составит 250 тыс. электромобилей. Кроме того, консорциум инвесторов из Южной Кореи, Японии и Китая инвестирует 4 млрд долл. в строительство завода по производству батарей для электромобилей в Моровали. За счет этого инвесторы смогут получить в Индонезии доступ к источникам никеля, который является важным компонентом литий-ионых батарей.

За счет реализации Национального экологического плана (National Green Technology Master Plan) и Программы развития электрического транспорта (Electric Mobility Blueprint, EMB) Малайзия планирует, что к 2030 году на ее дорогах будет перемещаться 100 тыс. электромобилей, а также 2 тыс. электробусов. Для организации их движения в стране будет построено 125 тыс. зарядных станций. Такую информацию, в частности, представили власти страны, а именно Департамент инвестиционного развития Малайзии.

Ассоциация электрического транспорта Филиппин (Electric Vehicle Association of the Philippines, EVAP) в 2014 году запланировала, что к 2020 году по дорогам страны будет перемещаться 1 млн электрических транспортных средств. В то же время Министерство энергетики Филиппин в сотрудничестве с Азиатским банком развития представили в стране электрические трициклы (электротрики), которые также работают на литий-ионных батареях.

Во Вьетнаме основным видом транспорта являются двухколесные транспортные средства. Учитывая это, основной вьетнамский автопроизводитель Vinfast прогнозирует, что он сможет ежегодно производить 250 тыс. электрических мотоциклов для внутреннего рынка. В ближайшем будущем эта компания планирует также организовать в стране выпуск своего собственного электромобиля.

Однако продажи электрического транспорта в регионе пока развиваются не очень активно из-за отсутствия дополнительных стимулирующих факторов, более высокого уровня цен на электромобили (по сравнению с аналогичными моделями с бензиновым двигателем) и низкого уровня развития инфраструктуры — в частности, недостатка зарядных станций. Frost & Sullivan отмечает, что важная роль в распространении в стране электрического транспорта принадлежит властям.

Компания Transparency Market Research прогнозирует, что в период с 2016 до 2024 года объем рынка гибкой упаковки Азии будет ежегодно увеличиваться на 5,7% и достигнет уровня 6,7 млрд долл. Такой стремительный рост будет обеспечен, в частности, ростом уровня доходов местного населения.

Таиланд часто называют «кухней мира» из-за значительной роли сельскохозяйственной отрасли и пищевой промышленности этой страны в мировом масштабе. Таиланд располагает одной из наиболее развитых сфер переработки пищевых продуктов Азии. В этой стране размещается более 10 тыс. предприятий, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и напитков. Эта сфера является третьим по величине сектором экономики страны. На ее долю приходится более 20% от общего объема ВВП Таиланда.

Компания Global Data research прогнозирует, что объем таиландской сферы производства упаковки в период с 2017 до 2020 года увеличится с 51,3 трлн до 63,1 трлн единиц. Таким образом, объем этой сферы будет ежегодно увеличиваться в среднем на 4,2%. В долгосрочной перспективе в стране более востребованной будет упаковка с большей функциональностью, в частности упаковка, позволяющая потреблять продукты на ходу, более экологичные и персонализированные пакеты. На рынке этой страны укрепляются также позиции жесткой полимерной упаковки. Предполагается, что в период с 2017 до 2022 года объем рынка такой упаковки будет ежегодно увеличиваться на 4,5%.

Прогнозируется, что развитие рынка гибкой упаковки региона будет обеспечиваться за счет развития этой сферы в Индонезии. По оценкам Transparency Market Research, 70% от общего объема потребления пластмасс в этой стране расходуется на производство упаковки для пищевых продуктов. В декабре 2018 года Банк Индонезии опубликовал данные, согласно которым сфера розничной торговли Индонезии развивается в основном за счет увеличения объемов продаж пищевых продуктов и напитков. Так, объем этой сферы ежегодно увеличивается в среднем на 3,7%. На этом фоне развивается также и индонезийский рынок пластмасс. В отчете Mordor Intelligence прогнозируется, что объем этого рынка в период с 2018 до 2023 года будет увеличиваться ежегодно в среднем на 6,23%.

Гибкая упаковка широко используется в индонезийской пищевой промышленности. В 2016 году на долю гибкой упаковки приходилось 42% от общего объема рынка (42 млрд единиц упаковки). Предполагается, что к 2021 году объем этого рынка достигнет 52 млрд единиц упаковки, т.е. в период с 2016 до 2021 года будет ежегодно увеличиваться в среднем на 4,3%. Тем не менее на долю жесткой упаковки также приходится значительная часть индонезийского рынка упаковки (в 2016 году — примерно 25%). Предполагается, что до 2021 года объем этого сегмента будет ежегодно увеличиваться в среднем на 7,7%.

В Малайзии располагается более 1500 компаний, занимающихся производством пластмассовых изделий. Значительная часть малазийского рынка пластмасс принадлежит производителям упаковки. Согласно данным Statista, объем малайзийской сферы производства пищевых продуктов и напитков в 2019 году должен достичь 268 млн долл. Предполагается, что объем этой сферы будет ежегодно увеличиваться в среднем на 18%, в результате чего к 2023 году он достигнет уровня 520 млн долл. Развитие сферы производства упаковки стимулируется также ростом объема выпуска фармацевтической продукции.

Стремительный рост сфер производства пластмасс и упаковки в Юго-Восточной Азии привел к тому, что в этом регионе возник ряд проблем с утилизацией отходов полимеров. Экологическая группа Ocean Conservancy отмечает, что, по данным журнала Science, более половины использованных пластмассовых изделий, попадающих в конечном итоге в Мировой океан, попадают туда из пяти стран — это Китай, Индонезия, Филиппины, Таиланд и Вьетнам.

В прошлом году Китай ввел запрет на импорт большей части отходов пластмасс, которые могут подвергаться рециклингу, с целью развития своей собственной системы рециклинга. В связи с этим большие объемы отходов пластмасс начали импортироваться в другие страны Юго-Восточной Азии. На этом фоне Таиланд, Вьетнам и Малайзия также ввели запрет на импорт отходов пластмасс. Однако этим странам необходимо еще больше совершенствовать свое законодательство, поскольку, несмотря на все запреты, в странах все равно продолжили появляться нелегальные предприятия, занимающиеся рециклингом.

Вторым важным фактором, который также влияет на попадание отходов пластмасс в Мировой океан, является ситуация, складывающаяся в Индонезии. Согласно данным Министерства экологии и лесного хозяйства, в этой стране, численность населения которой составляет 250 млн человек, в одном только 2016 году было использовано 9,8 млрд полимерных пакетов.

Индонезийская Ассоциация промышленности олефинов, ароматических соединений и пластмасс (Indonesian Olefin, Aromatic and Plastic Industry Association, Inaplas) заявляет, что в этой стране не очень удачно был введен налог на одноразовые полимерные пакеты. Для исправления ситуации страна направит дополнительно 1 млрд долл., в том числе привлечет средства Всемирного банка (объемом 100 млн долл.). Страна надеется к 2025 году уменьшить на 70% объем отходов пластмасс, которые попадают с ее территории в Мировой океан. Такая информация приводится координирующим эту деятельность Министерством морского промысла. Достичь поставленных целей страна намеревается за счет изменения конструкции упаковочных материалов, использования вторично перерабатываемых материалов и организации подходящей системы управления отходами.

В стране довольно развитой является сфера рециклинга. Так, в частности, Индонезия может ежегодно подвергать рециклингу до 1,1 млн т отходов пластмасс. Тем не менее, согласно информации Индонезийской ассоциации вторичных переработчиков пластмасс (Indonesia Plastics Recyclers, IPR), степень рециклинга отходов в стране по-прежнему остается на низком уровне — всего примерно 20%.

В Таиланде ежегодно образуется примерно 3 млн т отходов пластмасс. В стране была принята стратегия развития на 20 лет, согласно которой в Таиланде с 2022 года вводится запрет на использование одноразовых пластиковых пакетов. Кроме того, Министерство по контролю за загрязнениями отмечает, что в 2025 году в стране будет также введен запрет на использование одноразовых стаканчиков и трубочек.

В соседней Малайзии также был принят план снижения объема образующихся отходов. Согласно этому плану, страна планирует к 2030 году отказаться от использования одноразовых пластмассовых изделий. Учитывая высокую долю сжигания отходов, Сингапур решил пока отказаться от введения запретов или налогов на использование одноразовых пластмассовых изделий. Это решение не всеми экологическими группами было воспринято без критики, поскольку даже Камбоджа приняла решение ввести дополнительный сбор за использование пластиковых пакетов в магазинах и супермаркетах.

На Филиппинах правительство также ввело запрет на использование некоторых одноразовых изделий, таких как пакеты, столовые принадлежности и трубочки. Местные власти планируют, что в городах этой страны будет введена политика минимального использования пластмассовых изделий.

В Юго-Восточной Азии индустрия пластмасс развивается очень высокими темпами. Однако обеспечение устойчивого развития этой отрасли невозможно достичь без изменения существующей системы управления потреблением и утилизацией пластмасс. В пяти азиатских странах (Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Таиланд и Малайзия) ежегодно образуется 8,9 млн т отходов пластмасс, которые не подвергаются эффективной утилизации.

Страны стараются снижать влияние этих отходов на окружающую среду за счет введения запретов на использование полимерных пакетов и других штрафных санкций — основной набор мер. Однако подобные меры зачастую на практике оказываются не такими эффективными, как ожидалось.

Однако предпринимаются и другие действия. Так, например, малайзийская неправительственная организация Circular Economy Asia (CEA) разработала и продвигает программу, которая позволит азиатским странам консолидировать свои усилия и более эффективно внедрять у себя принципы циклической экономики.

CEA также продвигает программу Asian Plastics & Packaging Agreement (APPA), которая предполагает внедрение стандартной системы маркировки продуктов рециклинга, разработку особой цепочки поставок материалов и продвижение в каждой азиатской стране принципов циклической экономики в индустрии пластмасс и упаковки.

На выставке K 2019 представители производителей сырья и машиностроительных компаний представят опыт их компаний в области рециклинга, устойчивого развития и внедрения принципов циклической экономики в индустрии пластмасс в мировых масштабах.

В связи с этим на K 2019 основное внимание будет уделяться именно концепции «Циклической экономики». На этом крупнейшем мировом форуме индустрии пластмасс будет организован ряд дискуссий на указанную тему с участием экспертов из различных стран. Предполагается, что за счет широкого обсуждения проблем компании смогут интенсифицировать свое взаимодействие.

Источник: CPRJ

URL: http://plastinfo.ru/information/articles/692/