Реклама
ГЛАВНОЕ
B2B-ПЛОЩАДКА
БИРЖА ТРУДА

Медиаплан 2025

СТАТЬИ И ОБЗОРЫ
 

Дой-пак заменяет традиционную упаковку

| Тема: Изделия

упаковка дой-пакСтоячие пакеты дой-пак являются особым видом гибкой вакуумной упаковки, которая в последнее время значительно расширила спектр своего применения на российском рынке. Своему успеху пакеты дой-пак обязаны конструктивными особенностями, высокой технологичностью в обращении, удобством транспортировки и утилизации, а также меняющимся потребностям рынка. Речь идет как о запросах ритейлеров, так и об изменившихся нуждах потребителей, что делает пакеты дой-пак все более привлекательными не только в продуктовом секторе, но и в упаковке для нужд производства.

Конструкция дой-пак

«Дой-пак» называют пластиковые пакеты с донышком, что позволяет упаковке в наполненном виде стоять вертикально. В сложенном виде пакеты «дой-пак» компактны, допускают такое же обращение, как и остальная гибкая упаковка. Принципиальной особенностью дой-пак является 5-шовная конструкция с гибким дном, но в плане технологии производства, барьерных свойств, зависящих от материала, и метода открывания виды упаковки сильно различаются.

Можно выделить три основных типа пакетов дой-пак:

  • пакет со вставным круглым дном,
  • пакет с усиленной кромкой;
  • с фальцованным днищем.

    Пакет со вставным круглым дном является наиболее распространенным типом. Устойчивость конструкции этого пакета обеспечивается за счет сварных швов, на которые также опирается и вся конструкция в целом.

    Усиление кромки для пакета требуется в случае, когда его размеры не позволяют сохранять вертикальное положение только за счет материала и содержимого. Пакеты с усиленной кромкой как правило гораздо большего размера, в некоторых случаях днище также делается усиленным.

    Дой-пак с фальцованным днищем или днищем-подошвой отличается тем, что упаковка покоится не на сварных швах, а непосредственно на днище. Этот тип пакетов изготавливают не в процессе фасовки, а заранее. На упаковку подаются уже готовые пакеты, которые требуют лишь небольшой обработки – вставка дозатора, заполнение надувной ручки и т. п.

    «Классическая» технология дой-пак предполагает три основных технологических этапа: сначала происходит формование пакета из пленок, затем его заполняют содержимым, а в конце следует процесс запайки.

    В самом простом варианте пакет дой-пак может открываться при помощи ножа, а нанесенные на боковом шве просечки или лазерная микроперфорация на уголке обеспечивают возможность вскрывать упаковку руками без особых усилий. Добавление колпачка-дозатора с крышечкой позволяет использовать содержимое более рационально и дольше сохранять свежесть продута во вскрытом пакете. Есть и боле экстравагантные способы модификации конструкции – добавление ручек, использование замка-молнии, Zip- замка, прозрачных окошек и т.д.

    Наиболее распространенный способ печати на дой-пак – флексография, но наиболее продвинутые производители применяют и глубокую печать. Эта гибкая упаковка позволяет оказаться от этикетки, разместив всю необходимую информацию о составе, производителе и т.п. на поверхности пакета. Упакованный в дой-пак продукт можно сделать видимым потребителю, если использовать в конструкции упаковки прозрачные материалы. Преимуществом в использовании готовых пакетов дой-пак также является возможность для компаний выйти на рынок с новым продуктом без осуществления крупных инвестиций. Таким образом, упаковщику не нужно иметь линию, осуществляющую полный цикл упаковки, но лишь машину для заполнения заготовок. Однако такие пакеты оказывается на 10-25% дороже тех, что сделаны прямо на месте.

    Свойства пакетов дой-пак

    Почему упаковщики обращаются к применению дой-пак? Пожалуй, основным мотивом, побуждающим к этому, является желание привлечь внимание покупателя нестандартной упаковкой в сегменте, где она раньше не использовалась. С другой стороны, оказываются востребованы такие качества дой-пак как возможность стерилизации упаковки, ее разогрева в микроволновой печи, достижения продолжительных сроков хранения. Для потребителей дой-пак удобны тем, что продукты в этой упаковке компактно размещаются в холодильнике или хозяйственном шкафу, а содержимое вскрытого пакета не выливается и не высыпается. Дозатор позволяет не только рационально использовать содержимое, но и предотвращает его окисление и подсыхание, если, например, майонез не был использован полностью. К тому же по сравнению с другими видами упаковки дой-пак позволяет в большей мере использовать жидкости высокой вязкости (например, соусы), остатки которых легко выдавливаются, а не остаются прилипшими к донышку.

    Для придания барьерных свойств в производстве дой-пак применяются многослойные конструкции, состоящие, как правило, из удобного для печати внешнего слоя из лавсана или полиамида и внутреннего полиэтиленового слоя, обеспечивающего устойчивость и возможность термосваривания. Также в составе материала используется нейлон, ПЭТФ и т.п. Для пищевых применений между этими двумя слоями часто включают слой алюминиевой фольги, являющейся практически 100%-ым барьером для воды, газов и содержимого пакета и гарантирующей значительное увеличение срока хранения продуктов. Однако в последнее время ряд производителей стремится заменить алюминиевую фольгу более технологичными и дешевыми барьерными материалами, например EVOH. Внешняя поверхность дой-пак во многих случаях ламинируется.

    Назначение дой-пак

    Дой-пак получил широкое распространение после того, как истек срок действия патента французской фирмы Doypack, и технология стала доступна широкому кругу упаковщиков. На отечественном рынке пакеты дой-пак все еще завоевывают ниши, в которых они должны быть представлены по достоинству. Таким образом, происходит замещение других видов упаковки – картонной (bag-in-box), стеклянных и металлических банок, жестких пластиковых контейнеров, канистр и т. д. Пакеты дой-пак подходят для упаковки как жидкостей, так и сыпучих продуктов, но, в силу достаточной дороговизны, они используются у нас в основном в небольшом числе ниш.

    На мировом рынке лидирующим применением дой-пак является упаковка еды для домашних животных. В России уже традиционной стала упаковка в дой-пак различных соусов (включая майонез). Продукты, входящие в их состав, отличаются повышенной химической активностью и могут быстро окисляться под действием атмосферного кислорода (уксусная и лимонная кислота, жиры и т. д.). Кроме того, эти продукты фасуются в горячем виде, что предъявляет к упаковке особые требования, которым в наибольшей мере отвечают пакеты дой-пак.

    Важной сферой применения пакетов дой-пак является сектор готовых супов, которые можно сегодня встретить в супермаркетах почти исключительно в этой упаковке. Наряду с барьерными свойствами, причиной успеха дой-пак в этом применении является возможность разогрева в микроволновой печи.

    Одним из перспективных направлений применения дой-пак является розлив молока и молочных продуктов. Небольшие молокозаводы не могут позволить себе упаковку в тетра-пак, поэтому они выбирают дой-пак, также допускающие стерилизацию. В отсутствии барьерных свойств срок хранения молока в такой упаковке достигает 10 дней. Наряду с этим, преимуществом дой-пак является высокая прочность (могут выдерживать давление на 200-250 кг), которая делает упакованные в них продукты более удобными в транспортировке. В последнее время пакеты дой-пак все больше применяются также российскими производителями безалкогольных напитков.

    В последние годы сфера применения этих пакетов заметно расширилась. Все чаще в дой-пак упаковывают непищевые продукты, что связано с изменением структуры спроса на рынках химических продуктов и строительных материалов, а также с тем, что многие упаковщики только сейчас открывают для себя возможности дой-пак. В частности, оказалось удобным фасовать в них технический спирт. На рынке потребления продуктов химии сегодня все больше мелких игроков, для которых удобнее фасовка в небольшие по объему (2-3 л) емкости дой-пак. Например, компания Tessa, клиентами которой в России в основном являются производители продовольствия, в последние годы начала осуществлять поставки на компании, выпускающие растворители, моющие вещества, жидкую косметику.

    Инновации и нетрадиционные применения

    Одной из инноваций, которой еще предстоит прижиться в России – саморазогревающиеся пакеты дой-пак. На таком пакете обычно установлена кнопка, нажим которой активирует экзотермическую реакцию в слоях упаковки, что и позволяет разогревать продукт в нужное время и в нужном месте. Эти пакеты могут применяться как для разогрева супов и напитков (кофе), так, в частности, и для подготовки к использованию краски для волос или медицинских препаратов, которые активизируются при определенной температуре. В косметике уместно немного подогревать маски для лица и кремы для удаления макияжа. Разогревающиеся пакеты дой-пак изготавливют с применением полиэтилена, полипропилена, ПЭТФ и т.д. При этом требования к упаковке выше в пищевых применениях, где необходимо достижение температуры 60-70°С. В косметике и медицине обычно ограничиваются уровнем 30-35°С.

    Некоторые разработчики предложили пакеты дой-пак с несколькими камерами. Это необходимо в применении к продуктам, компоненты которых должны смешиваться непосредственно перед использованием. Эти вещества могут находиться как в жидкой, так и в твердой фазе. Данная технология пользуется спросом в упаковке химикатов и красителей, в особенности, когда речь идет о применении растворителя. Пакты дой-пак могут служить вспомогательной упаковкой, например, в сочетании с емкостью (бутылочкой) меньшего объема, которую можно по мере использования жидкого содержимого снова наполнять.

    Среди необычных и перспективных направлений – упаковка в дой-пак питьевой воды. Правда оригинальность этого решения и возможности дизайна не всегда оправдываются дороговизной материала. Поэтому пока такая форма упаковки не получила широкого распространения, разве что в странах, где питьевая водя является особо ценной (Израиль). Более плодотворной стала идея фасовки в дой-пак алкогольных напитков. Большой эффект от сокращения транспортных расходов благодаря замене стеклянной тары в этом секторе более ощутим. Так, в компании Eric Comte Selection, выпустившей упакованное в дой-пак вино под маркой Pret a boire, утверждают, что использование данной упаковки позволяет размещать на тех же паллетах на 40% больше продукции, чем при традиционном розливе в стеклянные бутылки. Для того, чтобы открыть новую упаковку, не требуется штопор и физическое усилие – отсюда и соответствующее название – Pret a boire. К тому же эта тара не колется, а потому является более безопасной для потребителя. Правда, в этом случае существует проблема – приучить к новому виду упаковки потребителей такого традиционного напитка, как вино. Вот, почему производители Pret a boire вынуждены изображать на своих пакетах «нормальные» винные бутыли. В противном случае их продукт могут просто не заметить – не сработает привычная ассоциация вина со стеклянной тарой.

    Автор: Кирилл Корякин
    По материалам портала Unipack.Ru


  • СТАТЬИ ПО ТЕМАМ
     Технологии [157]     Изделия [82]   
     Оборудование [45]     Сырье [126]   
     Обзоры рынков [226]     Интервью [117]   
     Репортаж [29]     Все статьи   

    Статьи публикуются с разрешения автора и обязательным указанием ссылки на источник

    Редакция оплачивает на договорной основе
    технические статьи, маркетинговые отчеты, рецептуры, обзоры рынка
    и другую отраслевую информацию и права не ее размещение

    Приглашаем специалистов к сотрудничеству в качестве внештатных авторов и консультантов!

    По вопросам публикации и оплаты статей обращайтесь в редакцию:
    Тел: +7 (499) 490-77-79
    Прислать сообщение


    Полное или частичное копирование любых материалов, опубликованных на Plastinfo.ru, для размещения
    на других Интернет сайтах, разрешается только с указанием активной гиперссылки на plastinfo.ru !

    Полное или частичное использование любых материалов, размещенных на Plastinfo.ru,
    в СМИ, печатных изданиях, маркетинговых отчетах, разрешается только с указанием ссылки
    на «Plastinfo.ru» и в некоторых случаях требует письменного разрешения ООО Пластинфо




    Реклама
    ОПРОС НА PLASTINFO.RU

    Какие вторичные полимеры покупает ваша компания?

    результаты


    Проводится с 23.09 по 30.11.2025

    Получаем результат...

    Новости

    Выставки и конференции
    Государство и бизнес
    Литература и образование
    Новые материалы и марки
    Обзоры и анализ рынков
    Обзоры СМИ
    Оборудование
    Объемы и мощности
    Отходы и экология
    Персоны и назначения
    Пресс-релизы, форс-мажоры
    Разработки изделий
    Слияния и новые имена
    Цены на сырье и изделия

    Изделия

    Полипропиленовые трубы
    Полиэтиленовые трубы
    Фитинги
    ПВХ окна и двери
    Емкости 1-5л
    Канистры
    Полиэтиленовая пленка
    Мешки, пакеты майка
    Термоусадочная пленка
    Вагонка, сайдинг, профили
    Сотовый поликарбонат

    Объявления

    Продать
    Купить
    Вакансии
    Резюме
    Форум

    Информация

    Справочник покупателя
    Статьи и обзоры
    Глоссарий
    Выставки
    Опросы
    Стандарты

    Подписка

    Бизнес газета
    Цены на полимеры
    Импорт и экспорт
    Магазин отчетов
    Магазин книг

    О проекте

    Контакты
    Карта сайта
    Реклама