| ГЛАВНОЕ | 
| СТАТЬИ И ОБЗОРЫ Вторичная гранула: точки соприкосновения| Тема: Сырье Дискуссия на тему вторичной переработки отходов заостряется и выходит на новый уровень. Современные технологические процессы позволяют переработать практически любой вид пластика. Однако утилизаторы сталкиваются с другой проблемой: нереалистичными требованиями клиентов к характеристикам продуктов, произведенных из вторичной гранулы. Цвет, прозрачность, цена. Валерий Губкин, операционный директор завода по рециклингу «ЭкоЛайн-ВторПласт», делится опытом своей компании в этой сфере. На разных частотахЗавод «ЭкоЛайн-ВторПласт» сможет перерабатывать полигонные отходы, например пластиковые бутылки, в ПЭТ-хлопья пищевого качества. В декабре 2023 года предприятие получило разрешение на ввод в эксплуатацию. Сейчас здесь ведутся пусконаладочные работы. Основные продукты, которые будут перерабатываться, — это ПЭТ, жесткий и мягкий ПНД, пленочные ПВД и полипропилен. Ожидается, что объем входящего сырья составит минимум 60 тыс. т, а объем готовой продукции — порядка 45 тыс. т. Завод будет выпускать ПЭТ-флексу в объеме около 27 тыс. т в год, а также ПВД, ПНД и полипропиленовые гранулы. Объем инвестиций в проект составил 12 млрд руб.  Завод по рециклингу пластиковых отходов "ЭкоЛайн-ВторПласт" Предприятие, обладающее такими серьезными технологическими возможностями, должно занять достойное место в отрасли и продолжить активное развитие. Однако, как признается Валерий Губкин, сегодня на рынке существуют серьезные препятствия для роста. И самое главное, что осложняет работу утилизаторов и мешает общему развитию индустрии, — это специфические представления о свойствах вторичной гранулы у самих потребителей. Участники рынка не могут выработать единых критериев в оценке свойств вторичного пластика. Это порождает в сознании потребителя устойчивые мифы о вторичной грануле. «Для утилизаторов нет проблем с переработкой пластика. Сейчас можно подвергать рециклингу практически любые отходы, — поясняет Валерий, — переработать сложные многослойные материалы: дуплексы, квадроксы или триплексы, любую упаковку, в том числе тетрапак. Вопрос в другом. Что делать с полученной гранулой? Основная проблема на сегодняшний день — невостребованность гранулы, которую мы получаем из отходов». Причина сложившейся ситуации кроется, по его мнению, в отсутствии диалога между производителем и потребителем. В результате участники рынка не могут выработать единых критериев в оценке свойств вторичного пластика. Это порождает в сознании потребителя устойчивые мифы о вторичной грануле. «Среди клиентов довольно часто встречается мнение, что невозможно произвести полимерную продукцию высокого качества из сырья, которое прошло рециклинг. Однако я готов опровергнуть этот тезис: независимо от того, какого качества у нас входящий отход, мы можем получить продукт уровня food-grade, который имеет пищевой допуск», — говорит спикер. На вкус и цветЕще одной причиной недопонимания между утилизаторами и потребителями вторичной гранулы стал принципиально разный спектр задач, который предлагается решать с ее помощью. Так, утилизаторы руководствуются, в числе прочих, экологическими вопросами, рециклингом, в то время как потребители видят во «вторичке» маркетинговый инструмент и, соответственно, предъявляют довольно строгие требования к дизайну, в частности к цветовому решению и степени прозрачности. Закрыть весь спектр этих потребностей переработанная упаковка не может. К примеру, обеспечить идеальную прозрачность контейнера из вторичной гранулы невозможно технологически из-за наличия примесей, а оригинальное цветовое оформление, в случае реализации, заметно отразится на себестоимости как самой упаковки, так и конечного продукта. «До тех пор, пока мы не придем к стандартизации этих цветов, мы не сможем замкнуть цикл, о котором часто говорим. При извлечении компонентов из полигонных отходов, бесспорно, можно отсортировать их по цвету. Вопрос, с какими трудозатратами это будет связано, и какого качества будет сортировка», — рассказывает Валерий Губкин. Практика показывает, что конечный потребитель, покупающий продукт во вторичной упаковке, не обращает внимания на нюансы оттенка и прозрачности. Эти характеристики принципиально важны только для маркетологов. Жаркие споры между утилизаторами и потребителями ведутся и вокруг степени прозрачности полимера. Потребители упаковки опасаются, что продукт будет хуже восприниматься покупателем, а это, в свою очередь, приведет к снижению объема продаж. Однако при более детальном рассмотрении становится ясно, что проблема заключается не столько в самих характеристиках пластика, сколько в стереотипном восприятии. «Есть предубеждение, что вторичный полимер портит внешний вид упаковки, — поясняет Губкин. — Это неверно. Одиночный контейнер выглядит идеально прозрачным, оттенок появляется, только если перед нами стопка контейнеров». Простой эксперимент подтверждает: едва заметный серый оттенок можно различить, только если составить контейнеры в стопку, однако требуются время и усилия, чтобы донести этот факт до клиентов. Практика показывает, что конечный потребитель, покупающий продукт во вторичной упаковке, не обращает внимания на нюансы оттенка и прозрачности. Эти характеристики принципиально важны только для маркетологов. Цена вопросаНе менее острым моментом для участников отрасли является вопрос цены вторичного пластика. Насколько ниже она должна быть по сравнению с первичным? По словам Валерия, сегодня вторичный пластик можно продать дешево или не продать вообще. Потребители ожидают, что цена будет ниже на 20–50%. Однако производственные цепочки диктуют свои правила, и, чтобы обеспечить условия для развития направления, вторичная упаковка может быть дешевле первичного пластика на 5%, не более того. Разрешить эти противоречия позволит глубокий профессиональный диалог между производителями и утилизаторами, который необходимо вести в нескольких плоскостях: экологичность, стандартизация, рентабельность продукта из вторичной гранулы. Согласованность подходов в данных областях не только упростит работу всем участникам рынка, но и даст мощный импульс новому витку развития рециклинга в России. СТАТЬИ ПО ТЕМАМ 
 Статьи публикуются с разрешения автора и обязательным указанием ссылки на источник Редакция оплачивает на договорной основе Приглашаем специалистов к сотрудничеству в качестве внештатных авторов и консультантов! По вопросам публикации и оплаты статей обращайтесь в редакцию: Полное или частичное копирование любых материалов, опубликованных на Plastinfo.ru, для размещения Полное или частичное использование любых материалов, размещенных на Plastinfo.ru, |  Реклама ОПРОС НА PLASTINFO.RU | 
 
   
   
   
   
  