Реклама
ГЛАВНОЕ
Реклама
B2B-ПЛОЩАДКА
БИРЖА ТРУДА

Союз переработчиков пластмасс

Медиаплан 2024

СТАТЬИ И ОБЗОРЫ
 

ZHAFIR Plastics Machinery: электрические ТПА без прикрас

| Тема: Оборудование

В настоящее время насчет полностью электрических ТПА существуют самые разные, порой противоречивые мнения, эта тема уже обросла мифами и вольными трактовками. Поэтому неплохо бы «посмотреть в корень» вопроса, разобраться с тем, зачем были созданы такие литьевые машины и оправдывают ли они ожидания машиностроителей и переработчиков. Журнал «Пластикс» обратился за сугубо технической оценкой к эксперту — Дмитрию Рябцеву, инженеру одного из ведущих производителей электрических термопластавтоматов — компании ZHAFIR Plastics Machinery

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

 — Дмитрий, как давно Вы работаете с машинами для литья пластмасс под давлением?

 — Этой осенью исполнилось ровно 20 лет с тех пор, как я увлекся этой техникой, и уже четвертый год я являюсь инженером компании ZHAFIR Plastics Machinery, соответственно, занимаюсь в основном именно электрическими ТПА.

 — Какое определение электрическому термопластавтомату Вы могли бы дать?

 — Электрическим считается термопластавтомат, движения в котором осуществляются непосредственно с помощью электроприводов без участия гидравлики. То есть вращение ротора электродвигателя передается непосредственно к рабочему элементу машины с помощью механических преобразователей. Существуют полностью электрические станки, когда гидравлика на машине отсутствует; комбинированные, в которых только часть приводов прямые электрические, и электрические ТПА со встроенной гидростанцией. У разных производителей существует множество компоновок электрических машин.

Например, во времена СССР на самых разных предприятиях работали ТПА марки KuASy, произведенные в ГДР. Возможно, Вы удивитесь, но на некоторых типоразмерах этой марки привод вращения шнека был электрический, правда, управление им было достаточно ограничено. С развитием приводной техники, с появлением компактных частотных преобразователей и серводвигателей электрическими приводами начали оснащать и другие узлы термопластавтоматов.

 — С какой целью? Ведь электрические приводы достаточно дороги, а гидравлика зарекомендовала себя годами, десятилетиями эксплуатации…

 — С давних времен механизмы, где требуется управление скоростью и усилием, приводились в действие с помощью гидропривода — в силу простоты, дешевизны и надежности устройств, действующих под давлением гидравлической жидкости. Гидропривод постоянно совершенствовался и совершенствуется до сих пор. Производители стараются максимально использовать плюсы и сгладить минусы гидравлической системы, главным из которых является наличие гидравлической жидкости.

Управление направлением, скоростью и давлением в гидросистемах осуществляется путем перепускания, изменения потока жидкости. При перетекании жидкость нагревается за счет трения, то есть часть энергии в гидросистеме тратится на нагрев масла. Гидравлическое масло — капризная субстанция, его вязкость очень сильно зависит от температуры. В рабочем диапазоне при изменении температуры масла на 5°С вязкость меняется как минимум на 25–30%. Соответственно, при разной температуре вязкости для достижения одного и того же давления/скорости необходимо по-разному перекрывать поток. Присутствуют и утечки через зазоры в гидроклапанах, насосах и других элементах системы, что также влияет на фактические параметры.

Второй существенный минус — инерционность гидросистемы и, как следствие, сложность управления разгонами — торможениями на высоких скоростях.

 — Однако масло в термопластавтоматах охлаждается…

 — Масло охлаждается, чтобы его температура не вышла из рабочего диапазона. Необходимо не просто охлаждать, но и стабилизировать его температуру, что очень сложно и дорого для таких объемов. К тому же может быть локальный нагрев, то есть масло из бака нормальной температуры по пути к исполнительному элементу разогревается на каком-нибудь дросселе, а на обратном пути в бак успевает остыть.

Все развитие гидравлических ТПА в основном направлено на минимизацию температурного фактора и улучшение управляемости. Полимерные уплотнения, насосы с переменной производительностью, пропорциональные клапаны с обратной связью, сервоприводы насосов, обратная связь по скорости. Это сужает диапазон колебания параметров, однако не устраняет эти колебания полностью.

Знаете ли Вы, что современный ТПА с сервоприводом насоса при работе на средних режимах можно, в принципе, не подключать к водяному охлаждению, при этом температура масла не выйдет из рабочего диапазона, так как хватает охлаждения за счет воздушного теплообмена?

 — Откуда тогда колебания температур?

 — Внутренние переменные факторы плюс сторонние, случайные факторы. Например, даже на самых современных гидравлических ТПА при изменении температуры в помещении может потребоваться корректировка параметров. Солнце село, дверь открыли — сквозняк появился…

 — Так происходит всегда?

 — Нет. Любая пресс-форма имеет так называемый диапазон корректных настроек. Допустим, отливка может получиться одинаково качественной при скорости впрыска от 40 до 80%. В этом случае наладчик ставит скорость впрыска на среднее значение — около 60%, и колебания скорости не страшны, процесс стабилен, корректировка наверняка не потребуется независимо от внешних условий.

Однако при выпуске сложных изделий, работе на некачественно спроектированных и изготовленных пресс-формах или с «капризными» материалами диапазон корректных настроек может быть очень узким, и минимальное изменение параметров процесса приведет к появлению брака. А брак на современном производстве может стоить очень дорого!

Меня часто приглашают помочь в настройке техпроцесса в подобных случаях, и иногда на гидравлическом ТПА невозможно получить сколько-нибудь качественную деталь в принципе. То есть они не обладают достаточной управляемостью. Приходится серьезно модифицировать пресс-форму или снижать требования к качеству.

 — Вы хотите сказать, что электрические приводы решают эту проблему?

 — Да и не только эту. Еще один плюс электрики — параллельность операций. В частности, на упомянутых мною KyASy электропривод вращения шнека уменьшал объем перегоняемого масла и, соответственно, его нагрев. Во время набора материала масло спокойно охлаждалось. Также при использовании запираемого сопла или управляемых инжекторов в горячеканальной пресс-форме имелась возможность открыть пресс-форму и вытолкнуть отливку во время набора.

Электрические ТПА имеют раздельные приводы и позволяют «параллелить» по полной. Во время набора дозы можно не только открывать пресс-форму, параллельно с открытием могут работать толкатель и знаки в любой последовательности. Во время набора может даже начаться следующий цикл, то есть закрыться пресс-форма. Экономия времени в результате — максимальная.

СРАВНИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ

 — Дмитрий, расскажите подробнее о таких параметрах, как управляемость и стабильность.

 — Гидравлическое масло в электрических ТПА отсутствует, значит, проблемы контроля температуры нет. Серводвигатели управляются современными частотными преобразователями (инверторами) с абсолютным контролем скорости и позиции.

На гидравлических машинах для измерения позиции, как правило, используются аналоговые линейки, сигнал с которых поступает в контроллер через АЦП. Из-за алгоритмов фильтрации внутренних и внешних помех процесс измерения фактической позиции и скорости достаточно медленный — хороший АЦП выдает цифровое значение всего лишь десять раз в секунду. Естественно, в современных станках этот процесс несколько быстрее, но не радикально, даже не на порядок. Представьте себе ситуацию: ход впрыска — 100 мм, время впрыска — 1 секунда. Это реальная скорость для простой гидравлики. При этом контроллер знает действительную позицию шнека только каждые 10 мм (при очень быстром АЦП — каждые 3 мм). Как Вы думаете, это достаточная точность для современных условий? На самом деле, основываясь на эти данных, контроллер занимается вычислением реальной позиции, что несколько улучшает ситуацию, но только при постоянной скорости.

Если требуется динамичное изменение скорости, точность вычислений однозначно ухудшается.

В машинах ZHAFIR используются цифровые абсолютные энкодеры, установленные непосредственно на валу двигателя. Привод контролирует скорость и позицию самостоятельно, без участия контроллера. Показатели управляемости, повторяемости — потрясающие! Если современная гидравлическая машина по разбросу позиции попадает в 0,1 мм в лучшем случае, то на наших машинах это 0,01 мм на любых скоростях. Такой важный параметр, как скорость впрыска, всегда точен и стабилен и не зависит от сторонних факторов.

На гидравлических машинах обратная связь по скорости впрыска из-за инертности и линеек корректно работает только на невысоких скоростях, даже у ведущих производителей. На большинстве недорогих гидравлических машин эта функция либо отсутствует в принципе, либо симулируется, существует в виде галочки на экране. На электрических машинах возможен полный и точный контроль фактической скорости впрыска во всем диапазоне скоростей и ускорений.

 — Что такое обратная связь по скорости?

 — Обычно контроллер дает команду приводу двигаться с определенной скоростью и считает, что привод точно выполняет команду. В реальности фактическая скорость может значительно отличаться, колебаться. В случае наличия обратной связи по скорости контроллер постоянно проверяет фактическую скорость и корректирует задание для привода в случае несоответствия. Фактическая скорость находится под постоянным контролем. Ведущие мировые производители гидравлических ТПА работают над оптимизацией алгоритмов обратной связи, производители второго эшелона — над их созданием.

 — Существует мнение, что электрические машины нестабильно производят медленный впрыск и не держат давление выдержки…

 — По поводу электрических машин существует много домыслов, основанных на старых данных. Приводная техника активно развивается, и уровень оборудования растет быстрее, чем люди успевают осознать реальность. Указанная проблема действительно существовала на заре электрического впрыска, но она очень давно решена. Сейчас все с точностью до наоборот: электрические машины гораздо стабильнее на низких скоростях, чем гидравлика. Применение электрических ТПА в секторе толстостенной оптики, где требуются очень низкие скорости впрыска, вне конкуренции.

 — Если нет гидравлики, как измеряется давление впрыска? По току привода?

 — Не только. Для измерения давления впрыска прямо за шнеком установлен тензодатчик. Таким образом, мы имеем величины непосредственного давления впрыска, давления выдержки и противодавления, которые очень точно контролируются и управляются — в отличие от гидравлических машин, где измеряется давление гидравлического масла, которое потом проходит через систему клапанов и гидроусилитель, и в итоге что же имеется на впрыске, можно подсчитать лишь примерно.

У наладчиков существует очень распространенная ошибка. Увидев в справочнике или спецификации на материал рекомендуемое противодавление, они смело устанавливают его на гидравлической машине. Однако в справочниках пишут рекомендуемое фактическое противодавление, а гидравлическое давление проходит гидроусилитель и возрастает в разы. В результате такой настройки реальное противодавление завышено, и, как следствие, происходит деструкция материала, повышается износ шнека.

На электрических машинах можно использовать справочные данные без пересчета. Благодаря тензодатчику и цифровому контролю позиции контроллер рисует точный график фактического давления/ скорости впрыска, который очень помогает в настройке.

 — То есть электрические машины удобнее в настройке?

 — Да. И в первую очередь за счет управляемости и стабильности работы. Как-то раз на одном из предприятий, недавно установившем ТПА ZHAFIR, я спросил у наладчика о его впечатлениях от машины: удобно ли работать? Получил следующий ответ:

«Здорово! Утром кнопку „Старт цикла“ нажал и можешь уходить не глядя, даже первая отливка будет качественной, не говоря уж о последующих». Правильно настроенная машина не производит случайного брака даже в случае самых «капризных» пресс-форм и материалов.

Когда-то я работал инженером по литью пластмасс на одном иностранном предприятии, выпускающем бытовую технику. Требования к качеству продукции были очень высокие. И хотя работали на хороших гидравлических ТПА, очень много сил и средств уходило на минимизацию литьевого брака. Если бы у нас тогда были электрические ТПА, все было бы гораздо проще.

Вдобавок, по общему мнению наших заказчиков, эксплуатирующих ТПА различных марок, интерфейс ТПА ZHAFIR интуитивно понятный и простой, говорят, лучший из представленных на рынке в настоящее время.

ЛИНЕЙКИ ТПА И СЕРВИС

 — Вы квалифицированно рассуждаете об электронике. Какое у Вас образование?

 — Я инженер-электронщик. А пластмасса… Так жизнь сложилась.

 — Существует мнение, что для обслуживания электрических машин нужны специально обученные наладчики…

 — Опять все наоборот! Каждый гидравлический ТПА имеет свой «норов», индивидуальные особенности работы. Особенно это выражено у недорогих моделей. Наладчик по сути вынужден подбирать режимы для каждого станка отдельно, «знать его в лицо». Это требует большого практического опыта и понимания внутренних процессов, без чего настройка зачастую превращается в игру «угадайка».

Благодаря своей потрясающей управляемости электрические ТПА легко настраиваются по классическим методикам, описанным в литературе. А за счет стабильности и точности практически все электрические ТПА — близнецы-братья.

 — Ваша компания выпускает только электрические ТПА?

 — В настоящее время в Россию ZHAFIR Plastics Machinery поставляет два типа машин. Серия Venus — полностью электрические ТПА, имеющие модификации H — с увеличенной скоростью впрыска и Р — с усиленной конструкцией.

Серия Zeres — это электрические ТПА со встроенной гидростанцией привода гидрознаков. В целях снижения стоимости было принято решение управлять с помощью этой гидростанции и второстепенными движениями, обычно не требующими особой точности и не влияющими на стабильность процесса. Это подвод/отвод узла впрыска и привод толкателя. Гидростанция сервоприводная, энергосберегающая. Серия Zeres также имеет скоростные модификации.

 — То есть комбинированные термопластавтоматы Ваша компания не производит?

 — Производит. С 2017 года начали поставлять серию Jenius — большие машины с двухплитным гидравлическим узлом смыкания и электрическими приводами впрыска и загрузки. Сейчас идут тестовые продажи в Китае, со следующего года эти машины появятся в России. Заказы на них уже есть.

 — А что означает увеличенная скорость впрыска в машинах Venus H?

 — Даже у обычной комплектации скорость впрыска в два и более раза выше гидравлических соразмерников, а в скоростных комплектациях скорость впрыска схожа и превышает показатели гидроаккумуляторных машин. Естественно, с увеличением максимальной скорости впрыска увеличиваются и ускорения. Что толку от высокой максимальной скорости, если машина не успеет ее развить!

В гидравлических машинах большие ускорения чреваты гидроударами и локальным перегревом. Необходимы специальные средства борьбы с этими явлениями, зачастую накладывающие ограничение на фактические параметры. На электрических машинах ограничивающим фактором является только прочность конструкции и элементов. Комплектация же Venus Р оптимальна для экстремально коротких циклов и высоких нагрузок, что типично для сектора упаковки.

 — Это китайские термопластавтоматы?

 — И да, и нет. Изначально эти ТПА были спроектированы немцами, однако по экономическим соображениям было создано совместное предприятие и основное производство перенесено в Китай. ТПА, поставляемые в Россию, собираются на заводе либо в Китае, либо в Германии. Немецкая сборка имеет сертификат безопасности CE. Новая площадка в Китае — это самое большое в мире предприятие по изготовлению электрических ТПА. На нем производится электрики больше, чем всеми конкурентами вместе взятыми.

Основные комплектующие наших ТПА: контроллер австрийской фирмы Sigmatek, немецкие инверторы KEB, японские шарико-винтовые пары NSK, немецкие энкодеры Heidenhain, двигатели и «железо» — китайские.

 — Китайские двигатели? И что — работают?

 — Ничего смешного здесь нет! Современный Китай — это уже совсем другая страна. За время моей работы в этой компании на электрическом ТПА не сгорел ни один двигатель Hilectro! Хотя в России и Беларуси на сегодняшний день эксплуатируются более 220 ТПА ZHAFIR, некоторые из которых установлены еще в 2008 году! Мы лидеры по количеству инсталлированных электрических ТПА в России и Беларуси.

Замечу между прочим: сейчас практически все наши конкуренты имеют сборочные цеха в Китае.

Хочу отметить, что политика нашего предприятия заключается в том, чтобы не перегружать ТПА избыточными наворотами. Термопластавтоматы ZHAFIR очень функциональны и удовлетворят практически любым запросам. Что касается качества, основные комплектующие у реальных конкурентов аналогичные или схожие. Соответственно и надежность, и отказоустойчивость одинакова.

Что касается сервиса, как я уже говорил, мы лидеры по количеству поставленных электрических ТПА, следовательно, имеем самый большой опыт по их обслуживанию. Есть большой склад запчастей в Москве и в Германии. Доставка каких-то эксклюзивных деталей с завода занимает, как правило, менее 2-х недель, включая процесс растаможки. В наличии готовые ТПА ходовых модификаций и габаритов на складах в Москве и Германии, соответственно, сроки поставки могут быть минимальными.

КАК ИЗМЕРИТЬ НАДЕЖНОСТЬ

 — Дмитрий, что Вы можете сказать в целом о надежности ТПА ZHAFIR?

 — Любая техника изнашивается. Нет особой разницы — гидравлический это ТПА или электрический. Срок службы любого механизма напрямую зависит от того, как его эксплуатируют, от квалификации наладчиков, качества выполнения регламентных работ.

Например, Ваш автомобиль может ехать с максимальной скоростью 200 км/ч. Как Вы думаете, если Вы посадите в него 4-х пассажиров, а багажник забьете чемоданами, сколько кругов Вы намотаете по МКАД со скоростью 200 км/ч, не сбавляя? А если — для экономии — в двигатель и трансмиссию залить нигрол, а бензин немного разбавить? Некоторые думают, что если на ТПА написано усилие смыкания 200 т, значит, столько и нужно устанавливать. Размер пресс-формы, проекция отливки, параметры впрыска — не в счет. В результате получаем повышенный износ пресс-формы и станка (неважно, гидравлический он или электрический) и неэкономное энергопотребление.

Важны правильный подбор станка под реальные задачи и его корректная настройка. Если ТПА работает в среднем диапазоне давлений (на что он и рассчитан), он быстрее морально устареет, чем сломается. Его энергопотребление будет оптимально. Причем скорости для электрического ТПА фактически не влияют на износ.

Вопрос надежности тесно связан с качеством сервисной службы. Если у вас супернадежный ТПА, который очень редко ломается, но в ситуации ремонта приходится ждать инженера или запчасти три месяца, это не надежность. ТПА должен работать с минимальными сервисными остановками круглосуточно, круглогодично. Наша сервисная служба одна из лучших в стране и постоянно совершенствуется. Недавно был показательный случай. Звонит нашему техническому директору руководитель одной компании- переработчика из Санкт-Петербурга: «Я в восторге! Вчера в 14 часов пожаловался на проблему — сегодня к обеду все исправлено». Хотя мы, замечу, базируемся в Москве.

Если неисправности случаются, то, как правило, в течение гарантийного срока — пока идет обкатка, потом эти станки ломаются очень редко. В прошлом году один станок засбоил через неделю после запуска, причина — вышел из строя немецкий инвертор. На следующий день инвертор заменили, с тех пор ТПА работает практически без остановки с циклом около 4 с. Отлил уже более 15 млн отливок всего за год работы!

Что касается обслуживания, то оно, пожалуй, проще, чем для гидравлики, так как нет возни все с тем же гидравлическим маслом. Смазка используется густая, расход меньше, замена проще.

Компании, эксплуатирующие ТПА ZHAFIR cамых первых выпусков, продолжают их покупать, постепенно переводя свой парк станков на наши электрические. Это о чем-то говорит?

 — Есть какие-то типичные поломки?

 — Практически нет. Большинство неисправностей связано со сбоем ПО, и после перезагрузки работоспособность оборудования восстанавливается. 90% проблем решается по телефону, у нас работает круглосуточная горячая линия.

Покупатели часто задают вопрос по поводу ремней. Вращение с двигателей на электрических машинах передается через зубчатый ремень. Раньше я пожимал плечами, при мне проблем не было. И вот пару недель назад заменил первый ремень. Срезало зубья на ремне привода смыкания на машине 2010 года выпуска. Правда, со слов заказчика, поломка произошла во время смены пресс-формы, то есть, скорее всего, закрепили скоростную форму без перенастройки высоты. В любом случае семь лет для ремня, на мой взгляд, это неплохо.

 — А с чем связаны сбои ПО?

 — Как правило, сказываются скачки напряжения. Хотя имеется очень серьезная защита, ведь частые проблемы с питанием могут привести к сбою оборудования.

 — Как насчет энергопотребления электрических ТПА: действительно ли они очень экономичны?

 — Экономичны — безусловно, а насчет «очень» — смотря с чем сравнивать. В процессе развития гидравлических ТПА их энергоэффективность постоянно повышалась. По сравнению с гидравлическими станками времен СССР экономия энергии в электрической технике может достигать 1000%!

А вот в отношении современной энергосберегающей, сервоприводной гидравлики не все так однозначно. Здесь выигрыш достигается за счет возможности оптимальной настройки и скорости и в среднем составляет от 5 до 15%. Если же взять сервоприводную гидравлику и электрический ТПА и настроить абсолютно одинаково, то и энергопотребление будет схожее. Иногда приходится встречаться с подобным парадоксом, наладчики переносят настройки с гидравлики один в один и напрасно ждут какого-то эффекта.

 — Вы часто упоминаете квалификацию наладчиков. Ваша компания как-то помогает с их обучением?

 — Конечно! В западной экономике распространен такой термин — 4М. Имеются в виду четыре слагаемых качественного производства: Machine, Man, Material, Method. Наладчики — основные представители группы Man.

Когда я начинал заниматься литьем пластмасс, с удивлением обнаружил, что наладчиков в нашей стране системно не обучают, специальность передается из рук в руки, как в старину. Как оказалось, так было и во всем мире. Однако сейчас уровень оборудования, пресс-форм, материалов вырос настолько, что без квалифицированного наладчика-технолога все это просто «не поднять». Российские предприятия вслед за иностранцами начинают понимать необходимость подготовки кадров.

Мы проводим обучение для наладчиков, правда, это скорее курс повышения квалификации. Практика показала, что для людей с нулевым уровнем он неэффективен, слишком сложный. Зато людям с опытом программа очень нравится. Некоторые, испробовав изложенные методики в условиях реального производства, проходят обучение по второму разу. Сейчас идет подготовка курса для новичков, но когда его запустят, говорить пока рано, ведь это совсем другой принцип обучения.

 — Этот курс касается работы на электрических машинах?

 — Нет, он универсальный: общие принципы настройки термопластавтоматов. Как правило, на практических занятиях рассматриваются и гидравлическая, и электрическая машины. Подобраны пресс-формы с распространенными видами брака, мы учим бороться с ними на практике. Однако обучение наладчиков не является нашим профильным направлением, поэтому специальных машин для обучения не держим. Проводим и выездные обучения, но очень редко. На реальном предприятии сложно создать условия для эффективного учебного процесса. Как правило, выездные обучения проводятся в угоду клиенту, в ущерб качеству обучения. Всегда рекомендуем пройти обучение у нас, а через некоторое время — для закрепления результатов — разобрать практические вопросы на производственной площадке у заказчика.


СТАТЬИ ПО ТЕМАМ
 Технологии [156]     Изделия [80]   
 Оборудование [45]     Сырье [121]   
 Обзоры рынков [209]     Интервью [111]   
 Репортаж [29]     Все статьи   

Статьи публикуются с разрешения автора и обязательным указанием ссылки на источник

Редакция оплачивает на договорной основе
технические статьи, маркетинговые отчеты, рецептуры, обзоры рынка
и другую отраслевую информацию и права не ее размещение

Приглашаем специалистов к сотрудничеству в качестве внештатных авторов и консультантов!

По вопросам публикации и оплаты статей обращайтесь в редакцию:
Тел: +7 (499) 490-77-79
Прислать сообщение


Полное или частичное копирование любых материалов, опубликованных на Plastinfo.ru, для размещения
на других Интернет сайтах, разрешается только с указанием активной гиперссылки на plastinfo.ru !

Полное или частичное использование любых материалов, размещенных на Plastinfo.ru,
в СМИ, печатных изданиях, маркетинговых отчетах, разрешается только с указанием ссылки
на «Plastinfo.ru» и в некоторых случаях требует письменного разрешения ООО Пластинфо




Реклама
ОПРОС НА PLASTINFO.RU

Ваш прогноз на изменение цены первичных полимеров в 2024 году?

результаты


Проводится с 05.03 по 30.04.2024

Получаем результат...
Онлайн магазин книг Телеграм канал Plastinfo.ru Рупластика: международная специализированная выставка пластмасс и каучуков видео о индустрии переработки пластмасс и каучука

Новости

Выставки и конференции
Государство и бизнес
Литература и образование
Новые материалы и марки
Обзоры и анализ рынков
Обзоры СМИ
Оборудование
Объемы и мощности
Отходы и экология
Персоны и назначения
Пресс-релизы, форс-мажоры
Разработки изделий
Слияния и новые имена
Цены на сырье и изделия

Изделия

Полипропиленовые трубы
Полиэтиленовые трубы
Фитинги
ПВХ окна и двери
Емкости 1-5л
Канистры
Полиэтиленовая пленка
Мешки, пакеты майка
Термоусадочная пленка
Вагонка, сайдинг, профили
Сотовый поликарбонат

Объявления

Продать
Купить
Вакансии
Резюме
Форум

Информация

Справочник покупателя
Статьи и обзоры
Глоссарий
Выставки
Опросы
Стандарты
Видео Plastube

Подписка

Бизнес газета
Цены на полимеры
Импорт и экспорт
Магазин отчетов
Магазин книг
Polyglobe

О проекте

Контакты
Карта сайта
Партнеры
Реклама