ГЛАВНОЕ

Союз переработчиков пластмасс

ПОЛИМЕРНАЯ ИНДУСТРИЯ: газета, купить и продать оборудование, цены на полимеры, изделия из пластмасс, книги, маркетинг, вакансии
стать партнером

Медиаплан 2020

СТАТЬИ И ОБЗОРЫ

РусВинил : в России своя специфика управления промышленными проектами

| Тема: Интервью

Вениамин Давыдович Альперн Вениамин Давыдович Альперн родился 7 января 1947 года в Барнауле. Учился в Нижнем Новгороде. С 1970 по 1991 годы работал во владимирском НПО «Полимерсинтез», пройдя путь от инженера до ведущего научного сотрудника. Был консультантом ряда крупных зарубежных химических компаний. С 1997 года является главой Представительства бельгийской компании Solvay S.A. в России и СНГ. Член Совета директоров СП «Солигран». Автор множества статей, обзоров и монографии по химии полимеров. Стоял у истоков проекта «РусВинил».

- Вы - ветеран российского химпрома, давно работаете в компании Solvay. Как началось ваше сотрудничество?

- В 1973 году наш институт посетил Даниэль Жансен, правнук Эрнеста Сольвея, будущий президент и председатель Совета директоров Solvay. За осмотром рублевских фресок в Успенском соборе нам удалось установить хорошие отношения, которые мы потом поддерживали. 

В 1970-1980-х годах я участвовал в работе бельгийско-российской группы по научно-техническому сотрудничеству, в которую входили и представители Solvay. В 1993 году руководство Solvay стало подумывать о возвращении в новую Россию, и мне предложили начать готовить для этого почву. Когда в 1997 году Solvay, наконец, решилась открыть официальное представительство и предложила мне его возглавить, я без колебаний согласился.

Мой приход в компанию пришелся на поворотный момент в её развитии - была принята стратегия обновления, одним из элементов которой стала экспансия на наиболее перспективных рынках, в частности в России. Чтобы оценить успехи сольвеевских фармацевтов, достаточно хотя бы раз зайти в аптеку: за неполных 12 лет российский рынок лекарств с объемом продаж около 200 млн евро стал для Solvay вторым после американского! 

Но с самого начала мы отдавали себе отчет в том, что потенциал экспорта в Россию химикатов и полимеров, особенно крупнотоннажных, ограничен, и вряд ли страна со столь обширным рынком и мощной промышленной базой удовлетворится исключительно ролью импортера. Поэтому мы сразу стали готовить базу для промышленного внедрения. На таких проектах, как «Солигран» (с 2004 года производит готовые ПВХ-композиции) или производство противогриппозной вакцины, отрабатывалось взаимодействие с российскими партнерами. 

На проекте производства полимерных труб, реализованном в 2007 году в Калужской области фирмой «Pipe Life» (СП Solvay и австрийского Wienerberger), и только что запущенном во Владимирской области производстве полиэтиленовых автобензобаков (Inergy Automotive Systems, СП Solvay и французской Plastic Omnium) постигались особенности российского промышленного строительства и разрешительной системы. Но все это было прелюдией к «РусВинилу».

- Известно, что Solvay имеет очень давнюю, богатую историю работы в России.

- Действительно российская сага Solvay началась в 1881 году, когда Иван Любимов, пермский купец 1-й гильдии, предложил Эрнесту Сольвею, по собственной технологии производившему кальцинированную соду в Бельгии и во Франции, построить на паях завод в Березниках, где у Любимова была солеварня. К 1914 году промышленная империя Сольвея охватывала 24 завода в 13 странах, а «Любимофф, Сольвей и Ко», с оборотом в 13 млн рублей и заводами в Березниках и Лисичанске, была крупнейшей химической компанией в Российской империи. 

Вся сода поставлялась в Нижний, где у Любимова была своя пристань, - остатки любимовских складов еще недавно можно было найти на Стрелке. А оттуда развозилась по всей России. В начале 1970-х годов по лицензии Solvay были построены производства эпихлоргидрина в Стерлитамаке и Усолье-Сибирском, осуществлялись регулярные поставки твердого каустика, ПВХ и кабельного пластиката.

Проект создания производства ПВХ в России стал вполне логичным продолжением сотрудничества. Solvay еще со времен своего основания всегда интересовалась крупными и перспективными рынками. Руководители компании всегда считали, что нужно ждать подходящего момента, по возможности ускорять его приход. Такой момент наступил в начале 2000-х годов. Местное производство ПВХ тогда существенно превышало потребление, но уже можно было предвидеть предстоящий бум. Никто и не мыслил поднять проект такого масштаба в России без сильного партнера. И наиболее привлекательным партнером был признан СИБУР.

- Не пугала ли бельгийских партнеров формула владения акциями «РусВинил» «50/50»? Учитывая, что СИБУР играет на своем поле и «за его спиной» - могущественный «Газпром»?

- Может быть, иметь контрольный пакет акций было бы комфортнее. Впрочем, равно как и для СИБУРа. Но все без исключения СП, с которыми я сотрудничал, тоже создавались на паритетной основе. Все-таки бельгийцы - великие мастера компромисса. «Газпром» могуч, но наши козыри - лучшая в мире технология получения ПВХ, 60-летний опыт производства и маркетинга и глобальная сбытовая сеть. А вообще мы объединились с СИБУРом не для соревнования по перетягиванию каната, а для того, чтобы наши совместные усилия давали наилучший эффект.

- Как вы оцениваете нынешнее развитие проекта «РусВинил»?

- Проект развивается абсолютно нормально. Есть проблемы, но не бывает, чтобы проект такого масштаба реализовывался без сучка, без задоринки. Например, специалисты «Текнип», безусловно, знают, как проектировать комплексы по производству ПВХ, имеют опыт проектирования химических предприятий в России, но не комплекса ПВХ. Так же и Solvay, которая создала и успешно эксплуатирует производства ПВХ в различных странах, но не в России. СИБУР умеет строить химические заводы в России, но не заводы ПВХ.

В России своя специфика управления промышленными проектами, поэтому единственный способ ускорить реализацию проекта и избежать лишних затрат - обеспечить еще более тесное взаимодействие партнеров и постоянный обмен мнениями не только по техническим, но и по организационным вопросам, независимо от того, кто и за что формально отвечает. Это особенно пригодится, когда начнется строительство.

- А культурные различия не препятствует эффективному взаимодействию?

- В определенной степени. А как мы можем быть одинаковыми? Наши, как говорил Бердяев, «душевные географии» совершенно различны. Посмотрите с кручи Нижегородского кремля на волжские дали и мысленно отсчитайте еще 8 тысяч километров на восток. А в Бельгии есть башня, с вершины которой в хорошую погоду видно одновременно четыре страны. В Бельгии до любого крупного города можно доехать за час, а в XIX веке наши бельгийцы зимой добирались от Нижнего до Березников за шесть дней - в санях и с револьвером, чтобы отстреливаться от волков! В Бельгии ямщики в глухих степях никогда не замерзали... 

Да, в бельгийцах нет нашей душевной широты и космического размаха - зато они мыслят реально и конкретно. Их идеалы, может быть, не столь высоки, зато соразмерны человеческим потребностям и возможностям. Бельгийцы упрямы и напористы (особенно фламандцы) - русские склонны к рефлексии. У бельгийцев критический склад ума (это уже от французов), они не боятся проявить инициативу. А мне вот никак не удается донести до бельгийских коллег, в чем изюминка российского афоризма «инициатива наказуема». У них индивидуализм - у нас соборность. И т.д. и т.п...

- Так можно ли при подобном разительном несходстве надеяться на успех такого грандиозного проекта, как «РусВинил»?

- То, что мы в течение двух лет притирались друг к другу, свидетельствует о том, что различия есть и они велики. Даже при том, что в этом проекте мы имеем дело с блестящими специалистами новой формации, получившими образование в лучших западных бизнес-школах. Но то, что мы, в конечном счете, договорились, доказывает: профессионализм, помноженный на добрую волю с обеих сторон, позволяет преодолеть любые противоречия. Конечно, 140-летняя разница в возрасте сказывается, но в последние годы почтенная старая дама Solvay сделала несколько серьезных операций по омоложению и вновь привлекательна, так что с ней вполне можно крутить серьезные романы...

- Каковы, по-вашему, перспективы подготовки российского рынка к выпуску ПВХ?

- Об этом лучше поговорить через два-три года. Когда кризис свирепствует по обе стороны таможенного занавеса, единственная «стратегия» и здесь, и там - это «cash is king» («наличность - король бизнеса»). А премаркетинг - изучение спроса, а также встречи с потенциальными покупателями - предполагает продажи аналогичной продукции на приемлемых для рынка условиях. Сегодня цена Solvay неприемлема и не будет приемлема, если конечно, российские производители смолы не надуют новый ценовой пузырь. А если надуют, даже самые выносливые из переработчиков могут рухнуть под тяжестью пресловутого «логистического щита», на нем их с рынка и вынесут. 

Я понимаю, что сегодня ни «РусВинил», ни СИБУР с его 35-тысячными объемами производства в год для собственных нужд не делают погоды на российском рынке ПВХ. Но при практически нулевом аналитическом потенциале государства в отношении нестратегической химической промышленности роль СИБУРа в определении стратегии развития отрасли ПВХ может быть весьма значительной. Если продавать несольвеевские марки, то выхолащивается само понятие премаркетинга, к тому же юному «РусВинилу» будет ох как не просто конкурировать с прожженными российскими трейдерами со «схваченной» логистикой, набившими руку на китайской смоле. В этих условиях единственная разумная стратегия - диверсификация, развитие в содружестве с переработчиками новых направлений использования ПВХ.

- Вы имеете в виду замену труб из металла и полиолефинов на трубы из ПВХ? Считаете, производители труб так легко уступят рынок?

- Из всех аномалий российского рынка ПВХ трубная - наиболее одиозна. Если во многих случаях трубы из ПВХ лучше и дешевле, то грамотный маркетинг просто обязан воплотить эти преимущества в продажи. И я действительно верю, что это осуществимо, поскольку опираюсь на собственный опыт успешного внедрения трубного ПЭ 100 в куда менее благоприятных условиях. 

А еще более ценно то, что «РусВинил» в рамках этой кампании намеревается создать новую для России с ее жестким противоречием между производителем и переработчиком систему отношений с потребителями в форме профессионального объединения. Если таковое будет создано и мне в нем найдется место, ПВХ останется со мной хотя бы в виде хобби. Но, говоря о диверсификации, я имею в виду не только трубы, но и совершенно новые воплощения этого потрясающего полимера. Благо, есть из чего выбирать: из более чем 300 инноваций, отобранных для конкурсов, организованных Solvin в 2001, 2004 и 2007 годах, многие уже с успехом внедрены в Европе.

- А другие хобби, кроме ПВХ, у вас есть?

- Если вы думаете, что сейчас последует стандартный ответ трудоголика «мое хобби - моя работа», то ошибаетесь. Их несколько: с детства - поэзия серебряного века, с юности- авторская песня и джазовое фортепиано, со студенчества - древнерусское искусство и архитектура городов, со зрелого возраста - винокультура и собственно вино. А в апреле в Гималаях я долез до 5,5 км и понял, что рано завязал со спортом и вообще со здоровым образом жизни. Всем этим я пытаюсь понемногу заниматься, правда, работа сильно мешает.

Николай Олениченко

Корпоративная газета «Русвинил»


СТАТЬИ ПО ТЕМАМ
 Технологии [154]     Изделия [78]   
 Оборудование [43]     Сырье [113]   
 Обзоры рынков [181]     Интервью [96]   
 Репортаж [25]     Все статьи   

Статьи публикуются с разрешения автора и обязательным указанием ссылки на источник

Редакция оплачивает на договорной основе
технические статьи, маркетинговые отчеты, рецептуры, обзоры рынка
и другую отраслевую информацию и права не ее размещение

Приглашаем специалистов к сотрудничеству в качестве внештатных авторов и консультантов!

По вопросам публикации и оплаты статей обращайтесь в редакцию:
Тел: +7 (499) 490-77-79
Прислать сообщение


Полное или частичное копирование любых материалов, опубликованных на Plastinfo.ru, для размещения
на других Интернет сайтах, разрешается только с указанием активной гиперссылки на plastinfo.ru !

Полное или частичное использование любых материалов, размещенных на Plastinfo.ru,
в СМИ, печатных изданиях, маркетинговых отчетах, разрешается только с указанием ссылки
на «Plastinfo.ru» и в некоторых случаях требует письменного разрешения ООО Пластинфо




Онлайн магазин книг Телеграм канал Plastinfo.ru интерпластика: международная выставка пластмасс и каучуков видео о индустрии переработки пластмасс и каучука

Новости

Выставки и конференции
Государство и бизнес
Литература и образование
Новые материалы и марки
Обзоры и анализ рынков
Обзоры СМИ
Оборудование
Объемы и мощности
Отходы и экология
Персоны и назначения
Пресс-релизы, форс-мажоры
Разработки изделий
Слияния и новые имена
Цены на сырье и изделия

Изделия

Полипропиленовые трубы
Полиэтиленовые трубы
Фитинги
ПВХ окна и двери
Емкости 1-5л
Канистры
Полиэтиленовая пленка
Мешки, пакеты майка
Термоусадочная пленка
Вагонка, сайдинг, профили
Сотовый поликарбонат

Объявления

Продать
Купить
Вакансии
Резюме
Форум

Информация

Справочник покупателя
Статьи и обзоры
Глоссарий
Выставки
Опросы
Стандарты
Видео Plastube

Подписка

Бизнес газета
Цены на полимеры
Импорт и экспорт
Магазин отчетов
Магазин книг
База полимеров
Polyglobe

О проекте

Контакты
Карта сайта
Партнеры
Реклама